Существует несколько версий возникновения кукол. Первые художники — «реборнеры» появились в США в начале 1990-х годов. Именно тогда появились доступные возможности «оживления кукол» — вшивания механизмов для имитации голоса, слёз и прочего. Но куклы-реборны — это не то же самое, что пластиковые игрушечные беби-борны.
В России они стали набирать популярность только в 2007 году. Правда, первое время российские коллекционеры заказывали их из-за рубежа. Позже уже появились свои мастера.
В чём уникальность кукол-реборнов и как их делают
Уникальность — в реалистичности. Если бросить беглый взгляд, будет трудно отличить от живого малыша. Только присмотревшись, люди начинают замечать, что перед ними всего лишь кукла. Натуральность соблюдена во всём — и во внешнем виде, и в весовой категории. Таких «малышей» выдают только неумение двигаться и стеклянные глаза.
Омичка Наталья Фридман из тех художников, которые расписывают реборнов. На счету художницы — порядка 30 кукол.
«Есть два вида кукол-реборнов: виниловые и силиконово-виниловые. У них непривычный для кукол оттенок «кожи», реалистично прорисованы голубоватые вены и сосуды. Вместо искусственных волос — мохеровая пряжа или настоящие волосы, вместо пластиковых глаз — стеклянные, в носу — полые ноздри, а на пальчики наклеены «ногти». Самая кропотливая работа — это закрепление волос и ресничек. Ведь нужно прошить голову так, чтобы не было видно дырочек, а волосы должны оставаться мягкими и естественными, как у живого ребенка. Иногда на эту работу уходит 3-5 дней»
Художник Наталья Фридман
По словам мастера, одни покупают реборнов, чтобы украсить интерьер, другие просто любуются куклами как произведением искусства, третьи — коллекционируют. Омичка делает кукол для своего удовольствия, а не с целью поживиться. Поэтому пока свои творения художница дарит родственникам и подругам на праздники. Но позволить себе такую куклу может далеко не каждый: в сегодняшних ценах базовый комплекс стоит около 30 тысяч рублей, а изготовленный на заказ — может выйти и вовсе на 100 тысяч.
«Я сама кукол заказывала из Москвы с портретами своих двух дочерей. Тогда я ещё не делала их сама. Одна кукла мне обошлась около 100 тысяч рублей. Это настолько ювелирная работа, что она стоит того»
Художник Наталья Фридман
Действительно ли этих кукол используют в терапии
В Америке в первую очередь это инструмент терапии для родителей, которые потеряли ребёнка, столкнулись с выкидышем, мертворождением. Куклы-младенцы, которые почти неотличимы от живых малышей, призваны помогать проживать утрату — поэтому их зачастую делают на заказ по фото или под конкретные запросы. Иногда реборнов покупают те, кто не может иметь детей или не хочет рожать, но хочет попробовать понянчиться с младенцем. Иногда их закупают в дома престарелых, так как укачивание ребёнка способствует выработке окситоцина, успокаивает людей, снижает уровень стресса.
Также специалисты считают, что причина любви к реборнам — окситоцин. Этот гормон отвечает за эмоциональную привязанность и снижает тревожность. Попадая в организм ребенка с молоком матери, он создает между ними эмоциональную связь. Пока точно не установлено, но вполне возможно, что окситоцин может выделяться в организме женщины, если она держит на руках реборна. Тем более что силиконовые куклы обладают всем необходимым.
Мы спросили у психолога, действительно ли это помогает в терапии.
«Люди приобретают, чтобы удовлетворить свои «хотелки». По некоторым причинам женщины на живого младенца не решаются, поэтому приобретают реборнов. С куклой можно поиграть и убрать на полку. А живые дети требуют внимания, ответственности, поглощают ресурсы, время и силы. Кроме того, дети — это навсегда. А реборны никогда не вырастут, не изменятся, не покинут свою хозяйку. Всё безопасно и предсказуемо. Главное, что ни в какой ситуации нельзя почувствовать себя плохой матерью»
Психолог Дарья Пузанова
Как долго реборны будут пользоваться популярностью — остаётся загадкой. Возможно, это явление временное, а может, и в нашу страну перейдёт метод терапии с куклами. Пока они по-прежнему нас пугают и вызывают восторг.
Личный архив Натальи Фридман