Сегодня, 13 июля, во время беседы губернатора Виктора Назарова с представителями омских СМИ был поднят волнующий вопрос о 300-летии города, становящийся все более горячим в связи с приближением даты. Глава региона попытался подробно объяснить, почему не вышло, почему срываются сроки.
Виктор Назаров, губернатор Омской области:
— 300 лет — это до конца года. Те объекты, которые необходимо достроить, которые стоят в плане и на которые есть финансирование, они кончено будут достроены до конца года. К сожалению, с нас сняли деньги. Бюджет планировался 10 лет назад, сыграла роковую роль наступившая экономическая реальность. Когда мы обсуждаем бюджет России, министр финансов Антон Силуанов тоже говорит: «Нет у меня сегодня этих денег, я не смогу их дать». Плюс тот закон, который говорит о конкурентных торгах. Заходят неработоспособные подрядчики, и отобрать на первом этапе очень трудно, потому что сразу начинается коррупция. Мы вынуждены работать с теми, кто выигрывает торги. Почему сегодня встала «Галерка»? До конца года, конечно, доведем. Подрядчики заходят, срывают сроки, уходят — снова торги. Все это затяжка по времени.
Вместе с тем он с сожалением отметил, что на самом деле за 10 лет сделано немало -построены сады, школы, больницы, путепроводы. Но потом про них все сразу забывают и вспоминают то, что еще не сделано.
— Конечно, с учетом экономической ситуации не все удалось. Но праздник должен быть в душе и отношении омичей. Я вижу, есть недоработки. Даже эстетически город еще не готов. Нужна работа с предприятиями. Все должны быть задействованы. Каждый омич должен понимать, что это его праздник, — считает губернатор.
Отдельно в пример Виктор Иванович привел многострадальный омский метрополитен, который также должен был быть сдан к 300-летию города. Согласно распоряжению правительства РФ №2040 о подготовке к празднованию юбилея, с 2008 по 2016 год на его строительство планировалось потратить 30 млрд 582,4 млн рублей.
— Когда мы начинали строить метро 20 лет назад, это была одна формация развития урбанистки. Это была концепция перевоза со спальных районов к промышленным зонам, где на заводах работали до 20–25 тысяч человек на каждом предприятии. Сегодня у нас на «Полете» работает 5 тысяч, — рассказал Назаров. — Мы посчитали, что даже при хорошем раскладе для строительства городского трамвая либо линии с использованием метро (этот ресурс обязательно должен быть задействован, так как деньги вложены) нам нужно порядка 160 млн дотаций из бюджета. Но по себестоимости он превышает ту плату, которую мы можем предложить горожанам. Нужно ли сегодня вбухать деньги в метро и остановить другие проекты или сделать хорошие дороги, развязки?
Кроме того, Назаров заметил, мало построить — необходимо содержать. Например, новый велотрек требует по 80 млн рублей из бюджета. Выход глава региона видит в поднятии экономики:
— Первым делом нужно создать промышленные кластеры, экономику, получить дополнительные доходы, а потом на эти деньги достраивать объекты, которые были заложены. Под все нужно подвести экономическую базу.