Каждый год в СМИ появляются десятки материалов на эту тему:
- «Недобросовестные подрядчики портят репутацию крупным инвесторам»
- «Недобросовестные подрядчики капремонта массово довели объекты до «инвалидности»
- «Заев устроил разнос подрядчикам за плохой ремонт дорог в Омске»
И ещё куча подобных заголовков. Интернет завален хроникой неудачных омских ремонтов и реконструкций. И каждый год ситуация повторяется: не сдали в срок, не прошли контроль качества, заплатили штраф.
«Галёрка» и «Эрмитаж»
Александру Буркову в наследство от предшественников достались неприятные долгострои, которые сильно били по имиджу власти. Притча во языцех – омское метро, гидроузел; обещанные к трёхсотлетию «Галёрка» и «Эрмитаж-Сибирь».
Но если метро и гидроузел – это проблемы сверхкрупного масштаба, на простаивание которых повлияли распад СССР, смена экономического курса, общественный дискурс и ситуация с экологией, то срыв сроков по «Галёрке» и «Эрмитажу» – вина как раз таки подрядчиков.
Эти два объекта прежние омские власти обещали сдать к трёхсотлетию города. Но обещания не сдержали, поэтому радость от крупного юбилея города у омичей мешалась с недоумением и всё понимающим смирением.
Лишь когда нынешний губернатор Александр Бурков взял оба долгостроя под личный контроль, дело сдвинулось с мёртвой точки. «Галёрку» сдали в 2018 году, «Эрмитаж-Сибирь» год спустя.
Работают только через суд
В 2019 году омской власти пришлось судиться с недобросовестными строителями. Оказалось, что новые дороги, проложенные в 2016-2017 годах в рамках программы «Безопасные и качественные дороги», требуют переделок. Проблемных объектов насчиталось 90 штук. Но подрядчики не торопился исправлять недочёты, выявленные при проверке. Справедливости пришлось добиваться через суд, который удовлетворил иски властей и обязал подрядчиков провести работу над ошибками.
Конечно, в такой ситуации уже никто и не думал о соблюдении сроков, которые изначально ставились. Дороги сдали с месячными опозданиями.
Прошлый год отметился ещё и небывалой наглостью подрядчиков, которые не удосужились сделать качественные дороги даже напротив администрации города, что сразу же заметили чиновники во время проверки.
Ободрать - ободрали
Увы, проблемы с подрядчиками не остались в прошлом году, а перекочевали в нынешний. Так, в Центральном округе ООО «Градстрой» ещё в начале октября должен был закончить ремонт придомовых дворов. Стоимость контракта – 9,3 млн рублей. Однако работы выполнены лишь чуть больше чем на половину.
А в Ленинском округе в этом году подрядчики пытались провести капремонт.
Девять многоэтажек были в ведении уральской компании ООО «Гром Екатеринбург», чьи специалисты, выяснилось, ничего не смыслят в сметной документации, да и специалистами их было назвать сложно. Когда дело дошло до банковской гарантии, которая необходима в случае авансовых платежей, то оказалось, что у «Гром Екатеринбург» ужасная кредитная история. А потом компания и вовсе пыталась подделать банковскую гарантию, потеряв надежду на получение настоящей.
В итоге жильцы назвали деятельность подрядчика из Екатеринбурга вандализмом. Один дом ободрать - ободрали, а ремонт не закончили. Жильцы остались с изуродованным фасадом и голыми стенами, которые не защищают от холода. Другой дом покрасили вместе с окнами. А с фасада третьего остался свисать оголённый электрический кабель. С четвёртого сняли водосточную систему и не вернули на место – трубы благополучно исчезли, а появились уродливые подтёки.
В поисках решения
Власти города пытаются найти способ повлиять на подрядчиков. Подумывали уже о предварительных отборах стройкомпаний. Но это нелегитимно. Нынешнее законодательство строго следит за наличием конкуренции в сфере торгов. По ФЗ-44, подрядчику нужно лишь собрать необходимый пакет документов и предложить наиболее выгодную сумму – и контракт у него в кармане. Такая практика как раз таки и приводит к неприятным последствиям: срыв сроков, дефекты на объектах, суды, взыскания, штрафы.
Эта сумбурная волокита бьёт по всему: по имиджу власти, по облику города, по настроению горожан, которым явно нерадостно наблюдать облезлые фасады, треснутый асфальт, крошащуюся плитку.
Безответственный подрядчик в погоне за заветным контрактом не рассчитывает свои силы и масштаб предстоящей работы, которую рано или поздно нужно будет сдавать.
Наконец власти, как им показалось, нашли выход – укрупнять лоты. Например, в этом году 20 дорог, которые требуют ремонта, поместили в шесть лотов. Таким образом, справиться с подобным заказом сможет только крупный подрядчик, у которого есть собственное производство и штат сотрудников.
Но, увы, не сработал и этот план. Так, компания «АртРемСтрой» занималась ремонтом дороги на Октябрьском мосту и на улице Орджоникидзе. Контракты нельзя назвать маленькими – в сумме около 424 млн рублей. Улицу Орджоникидзе сдали в срок. А вот с мостом были проблемы: трижды на нём перестилали асфальт. Объект не сдали вовремя, за что компания поплатилась штрафом в полмиллиона.
Кстати, «АртРемСтрой» уже не в первый раз переоценивает свои силы, набирая огромные контракты. Годом ранее эта компания также не успела в срок сдать объект – улицу 10 лет Октября. Тогда «АртРемСтрой» набрал контрактов на 400 млн.
С одной стороны мелкие организации, которые то появляются, то исчезают; с другой – крупные компании с большим опытом. И те, и другие не могут гарантировать работу без дефектов. Что же делать?
Сейчас в Омске решили ввести дополнительные критерии в тендерах, чтобы исключить участие недобросовестных подрядчиков. Впредь торги будут осуществляться не путём аукционов, а через конкурс. Подрядчики-претенденты должны будут соответствовать нескольким критериям.
- Во-первых, у компании-подрядчика должны быть финансовые и материальные ресурсы, а также оборудование и опыт работы с предметом контракта.
- Во-вторых, у работников компании должен быть определённый уровень квалификации; в штате обязательны сотрудники инженерно-строительных специальностей;
- В-третьих, компания-подрядчик не должна фигурировать в судебных делах, связанных с неисполнением договорных обязательств.
«Мы применяем эти дополнительные «фильтры» для участников конкурса, чтобы исключить участие в торгах недобросовестных подрядчиков, которые выигрывают аукционы, значительно демпингуя в цене. Такие подрядчики, на деле не располагая достаточными финансовыми и людскими ресурсами, не могут выполнить взятые на себя контрактные обязательства», – отмечают в департаменте городского хозяйства.
Так, на электронной площадке РТС-тендер объявлены восемь лотов на благоустройство омских улиц в 2021 году в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Стартовая цена всех лотов 207 млн рублей. Подрядчиков на эти объекты будут искать с помощью уже новой системы отбора. Заявки от компаний на конкурс принимают до 22 декабря.
В будущем станет ясно, оправдается ли новая система отбора подрядчиков или нет.