В минувший понедельник в Омске говорили о будущем и светлых перспективах: мэрия представила проект Стратегии развития города до 2030 года. В процессе обсуждения этого документа омичи высказали немало интересных идей: например, взять и перенести главную площадь города к «Флагману».
Вспомнили и об идее реконструировать набережные в центре города — сейчас их состояние плачевно. Портал Om1.ru уже писал о том, в каком полуразрушенном состоянии находится шар «Держава», которому в прошлом году исполнилось 20 лет. А ведь он обозначает место высадки отряда Д. И. Бухгольца на сиянии рек Иртыша и Оми в далеком 1716 году!
Не только «Держава», но и все место основания города сейчас находится в ужасном состоянии. Именно здесь, на стрелке Оми и Иртыша, появился и треугольный редут, с которого вообще начался Омск. Раньше отсюда стартовал маршрут главной городской экскурсии. К 280-летию города стрелку рек облагородили, установили пушку… которая сейчас закрыта от горожан высоким и на удивление неуместным заборчиком.
Забор установили в 2016-м, как раз перед 300-летием Омска. Причина — ужасное состояние набережной, по которой стало попросту опасно ходить.
|
---|
За прошедшие с тех пор два года ситуация стала только хуже, а набережная вместе с причалами бывшего Речного вокзала напоминает древние руины в самом центре Омска. Первое время говорили о скорой реконструкции, о конкурсе на право создать проект берегоукрепления — однако воз и ныне там. Историческое место трескается, разваливается и порастает травой.
|
---|
Причалы Речного вокзала, которые когда-то были одной из визитных карточек Омска, сейчас больше похожи на декорации постапокалиптического фильма.
|
---|
Весной этого года специалисты территориального управления Росимущества осмотрели закрытую территорию и пришли к выводу, что тротуар нуждается в ремонте — асфальт и плитка просели, некоторые дыры доставали в прямом смысле слова «до воды».
|
---|
|
---|
К делу подошли основательно, провели конкурс, однако результат получился так себе. Ямы просто засыпали, тем более что провалившееся плиточное покрытие «не относится к причальным сооружениям, а является элементом благоустройства территории». К концу лета некоторые ямы уже начали проваливаться снова.
Портал Om1.ru попытался разобраться, почему знаковое для города место превратилось в пустырь и какое будущее его ожидает. О результатах нашего расследования — ниже.
|
---|
Но сначала небольшая историческая справка.
До установления советской власти в устье Оми располагались несколько компаний, которые занимались доставкой грузов пароходами в город и из города. Тогда никаких причалов не было и в помине — с кораблей перебрасывали деревянные сходни, которые вели прямо на берег или на деревянные мостки.
В 1891 году в наш город прибыл цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. В его честь чуть выше по Омке, в районе нынешних теплоходных причалов, построили Царские ворота, через которые он вошел в Омск.
|
---|
Неподалеку, ближе к устью Оми, была еще и «Царская беседка», в честь которой накануне 300-летия Омска открыли небольшой памятник.
|
---|
Из Омска на пароходах отправляли пшеницу, масло и другую сельхозпродукцию, а позднее — сукно с суконной фабрики. Этот способ транспортировки был дешевле других. На плотах по Иртышу из Казахстана сплавляли арбузы, которые складировали здесь же, на берегу.
|
---|
|
---|
|
---|
К тому же реки тогда были настолько полноводны, что судоходство было развито даже на Омке. А уж по Иртышу до самого устья Оми поднимались морские суда из Карского моря.
|
---|
Обмелела река только в 50-х годах ХХ века после постройки нескольких ГЭС в Казахстане. В 1958 году Омск пережил последнее весеннее наводнение. К причалам Омского порта приходили суда с юга и Крайнего Севера — Салехарда, Нового Порта. На омском рейде бросали якоря могучие буксиры, испытавшие свирепые полярные штормы.
Что же касается самого Речного вокзала, то он появился только в 1964 году. До этого, в 34-м, построили деревянный дебаркадер — такие были по всему Иртышу.
|
---|
Но когда появился настоящий Речной вокзал, спустя 30 лет, он был первым подобным сооружением на этой реке.
|
---|
Построенное по проекту архитекторов Т. Садовского, С. Михайлова и А. Пекарского здание своими очертаниями напоминает огромный корабль — уникальное сооружение из бетона, стекла и металла. Внутри были залы ожидания, ресторан, кафе, комфортабельная гостиница.
После того как в 2016-м причалы закрыли забором, специализированная организация действительно провела их обследование. В результате объекту выдали декларацио о соответствии техническому регламенту «О безопасности водного транспорта» сроком до 2021 года, чем и ограничились — с тех пор ответственные ведомства безуспешно пытаются перебросить это неудобное имущество друг другу.
Территориальное управление Росимущества сообщило нам, что неоднократно пыталось передать причалы в распоряжении омской мэрии. И неудивительно, ведь по прямому назначению они не используются, никакой транспортной функции не несут. Однако городские власти каждый раз отвечали отказом.
В департаменте имущества нам пояснили, что причалы, как элемент инфраструктуры, вообще не могут стоять на балансе города. А для того чтобы превратить их в общественное пространство, нужны деньги, которых в бюджете нет.
Лучик надежды забрезжил в прошлом году, когда московское КБ «Стрелка» совместно с омскими архитекторами разработало планы реконструкции набережных Оми и Иртыша. Александр Бегун, один из авторов этого проекта, рассказал, что участок у Речного тоже входил в этот проект. Предполагалось, что причалы либо вернут себе транспортную функцию, либо станут своеобразной городской «палубой», местом для отдыха омичей.
К сожалению, этим планам пока не суждено было реализоваться. Как осторожно отметил несостоявшийся мэр и действующий вице-губернатор Сергей Фролов, эти проекты и не планировали сразу же воплощать в жизнь, сначала нужно найти деньги.
Сейчас мэрия планирует провести переговоры с «Газпромом» и убедить компанию профинансировать реконструкцию набережных — так же, как она до того отремонтировала Валиханова, Любинский проспект и вторую часть улицы Ленина. Однако параллельно департамент экономической политики продвигает и другую, более опасную для набережной инициативу — о строительстве дороги вдоль Иртыша.
Территориальное управление Росимущества тем временем включило причалы в прогнозный план приватизации на 2017–2019 годы. Однако найдется ли желающий выкупить у государства столь проблемный актив — вопрос открытый.