По статистике, год от года все больше преступлений совершаются посредством мобильного телефона или интернет-сервисов. Так, по данным омской полиции, в 2014 году доля мошенничеств с использованием мобильных телефонов и интернет-ресурсов составила 30% от общего количества мошеннических преступлений, а в 2015 году число таких преступлений достигло 40%.
Сложность таких мошенничеств, по мнению полицейских, определяют три фактора. Во-первых, интернет-мошенничества и телефонные преступления легко совершать, для этого не нужно каких-то специальных знаний, нужно только уметь психологически грамотно воздействовать на свою жертву. Во-вторых, преступления такого характера сложно раскрывать, поскольку они совершаются, зачастую, из других регионов, а за телефонными номерами мошенников часто стоят подставные лица. И наконец, в-третьих, сами омичи крайне доверчивы и неосмотрительны. Они очень часто поддаются на провокации со стороны мошенников.
Специалисты также отмечают, что если раньше мошенники часто рассказывали своим жертвам о том, что с их близкими случилась беда и нужны деньги, то теперь набирают обороты мошенничества через объявления. У мошенников есть два способа. Они могут сами размещать ложное, но привлекательное объявление. Когда человек звонит по указному в объявлении номеру, его просят перечислить какую-то сумму в качестве залога. Потом, естественно, номер телефона продавца становится недоступен, а страничка с объявлением исчезает. Есть и другой вариант: мошенники звонят по реальному объявлению и предлагают перечислить залог на банковскую карту жертвы. Но под различными предлогами мошенники выманивают у человека конфиденциальные данные — данные для входа в интернет-банк, полные сведения о банковской карте. Эти сведения позволяют мошенникам получить доступ к счету человека и перевести все средства с его карты на свои счета.
По данным полиции, в группе риска находятся граждане, у которых банковские карты привязаны к мобильным телефонам. При этом специалисты отмечают, что пользоваться удобными и современными мобильными и банковскими сервисами можно. Главное, делать это с умом:
- никогда и никому не сообщать логины и пароли от личных кабинетов,
- никогда и никому не сообщать пин-код банковской карты,
- никому не передавать коды, которые присылают банки по смс,
- не перезванивать на подозрительные номера, а пользоваться телефонами горячих линий самих банков,
- всегда перепроверять информацию у родственников, если неизвестные вам люди сообщают о какой-то беде.