om1.ru
Под Омском уничтожают Сибирскую Швейцарию В Омской области идёт массовая вырубка уникального леса, который ещё недавно носил статус особо охраняемой природной зоны.

Под Омском уничтожают Сибирскую Швейцарию

В Омской области идёт массовая вырубка уникального леса, который ещё недавно носил статус особо охраняемой природной зоны.
Под Омском уничтожают [Сибирскую Швейцарию]
21 января 2016, 13:00

Почему нас называют Швейцарией? Да другого такого места в Омской области не найти, – объясняет жительница деревни Екатериновка, учитель географии Людмила Жукова. – У нас есть гора, покрытая хвойным лесом. Сосны невероятной красоты растут, пихты, можжевельник, а внизу – берег Иртыша! И река так причудливо изгибается. В советское время здесь был знаменитый лагерь, дети со всего региона приезжали, но потом всё разрушилось.
Как пишет газета "Ва-банкЪ. Омск", раньше в Екатериновке были и лыжные трассы всесоюзного масштаба. Яркие плакаты турфирм до сих пор приглашают в Екатерининский бор – «уникальный, нетронутый уголок заповедной природы». До 2006 года это место считалось особо охраняемой природной зоной, но затем такой статус неожиданно сняли.


В 2010 году «Рослесинфорг» под руководством господина Лосицкого отдал в аренду девять гектаров бора. Причём всего за 140 тысяч рублей. И началась варварская вырубка корабельных сосен, – рассказывает Людмила. – Мы видим, как их по ночам фурами вывозят. Участок приобрели наши местные. Я им говорила: как вам не стыдно, вы же сами здесь выросли! Но деньги совсем глаза застилают, каждый месяц себе новые дорогие машины покупают. Наверное, ещё и в Москву накопленное отвозят. Кто-то сюда на вертолёте часто прилетает.
По документам, в лесу растут только больные деревья. Именно их и разрешили рубить новым хозяевам леса, но под топор идут ценные для строительства мачтовые породы, это отметили и Федеральное агентство лесного хозяйства, и омские активисты.
Мы выехали на место и зафиксировали, что в квартале № 179 Екатерининского бора вместо выборочной санитарной рубки уничтожению подвергаются исключительно многовековые реликтовые сосны, – прокомментировала ситуацию изданию руководитель рабочей группы регионального штаба Общероссийского Народного фронта в Омской области Вячеслав Васильев. – А повреждённые и ослабленные берёзы и осины остаются на месте.


Материалы общественников рассмотрела межрайонная природоохранная прокуратура, но вот ответ государственных органов местных жителей не обнадёжил. Официальная бумага гласит: индивидуальный предприниматель проводит «санитарно-оздоровительные работы по уходу за лесом», правда, с небольшими нарушениями, «возбуждены и рассмотрены два административных делопроизводства, наложены штрафы, которые нарушитель оплатил».
Неоднократно по фактам незаконной вырубки и экспорта омских лесов проводили проверку следователи и таможенники. В 2014 году возбудили восемь уголовных дел в отношении неустановленных лиц, которые от имени директора местной фирмы незаконно продавали лес в Узбекистан, чем нанесли ущерб государству свыше 100 миллионов рублей. Но директора этой фирмы разыскать не смогли.


Заготовка леса – исконный промысел местных жителей. В Тарском районе сосредоточены основные запасы древесины региона. Только официально здесь вырубаются более миллиона кубов в год. Лес идёт на экспорт в соседние регионы, ближнее и дальнее зарубежье. Недавно, по данным "Ва-банка", даже был заключён контракт с Ираном. Лесозаготовительные пункты работают здесь много лет, но никогда раньше это не делалось таким варварским способом, считает работник тарского лесного хозяйства с 33-летним стажем Галина Казанцева: "В зелёной зоне ни одно здоровое дерево трогать не разрешалось, а сейчас пилят всё подчистую. Мы подписи собирали, бесполезно. И ещё 1-е место в омском управлении лесного хозяйства присудили Васисскому лесхозу за заготовку леса! А ведь валить девственный участок сплошняком даже большого труда не составляет. Раньше так не делалось. Всем отводились деляны. Нужно колхознику пять кубов древесины, я его на специальное место отвожу. А сейчас местным жителям ничего не полагается, а арендаторам дают по 1000 кубов, причём возле самой деревни".


Рядом с населёнными пунктами «чёрным лесорубам» работать удобно. Недалеко и дороги, и электричество. Однако, по свидетельству очевидцев, они заходят и глубоко в тайгу, но что происходит там, люди не видят.
Мы не можем туда попасть, чтобы сфотографировать, без специальной техники далеко не зайдёшь, нужен хотя бы беспилотник, да и, честно говоря, страшно, – поделилась Людмила Жукова. – Меня итак прошлой зимой поджигали. Закидали дом коктейлями Молотова.
По итогам проверок активисты собираются провести круглый стол и дать возможность людям напрямую пообщаться с чиновниками. Однако до сих пор письма и обращения к представителям всевозможных уровней власти результатов не дали. Пока люди своими силами собирают подписи очевидцев и необходимые документы, с севера области продолжают тянуться караваны лесовозов, гружённые ценными сортами древесины. А местные жители каждый день слышат визг бензопилы. Запасы региона, казавшиеся неистощимыми, тают на глазах. По подсчётам специалистов, на восстановление только одного вырубленного участка понадобится минимум сто лет.

Текст: Дарья Федосеева
Фото предоставлены общественным движением «Народный фронт»
 

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter