Накануне в городском пресс-клубе руководитель департамента транспорта Виталий Маслик вместе с представителями ПАТП и профсоюза рассказали журналистам о задолженности перед «Газпром нефтью», планируемом увеличении финансирования и сотрудниках пассажирских предприятий, которые не выдержали сложившихся условий и уволились. Все это так или иначе связано с Региональной энергетической комиссией Омской области (РЭК). Именно она регулирует тарифы, по которым муниципальный транспорт возит омичей, а значит, зарабатывает деньги. Или не зарабатывает, из-за чего в ноябре ПАТП не смогли гасить долги, приобретать солярку, и в Омске чуть не произошел транспортный коллапс.
Но здесь сразу стоит оговориться, что есть тариф для населения, или стоимость проезда, а есть экономически обоснованный тариф, чтобы предприятия не работали в убыток. Так, первый равен сейчас 18 рублям, а экономически обоснованным тарифом в среднем по ПАТП является примерно 22 рубля, в то время как себестоимость одной поездки еще выше. Разница должна компенсироваться из городского бюджета, чтобы предприятия могли функционировать, оплачивать коммуналку, платить налоги и зарплату сотрудникам, в том числе офисным работникам, ремонтным бригадам, водителям, кондукторам и прочим.
Со стороны РЭК кризис на ПАТП объяснил председатель ведомства Олег Голубев.
Хотели 46% роста — получили 8
— В прошлом году, когда перевозчики заявились на изменение тарифов на перевозки, они рассчитывали на рост порядка 46%. В итоге с учетом всех индексаций получили в среднем 8% — тарифы были приняты на уровне 22 рублей. Решением Горсовета проезд для омичей стал равен 18 рублям. Вся эта разница между 18 и 22 рублями — в общей сложности чуть больше 300 миллионов рублей — должна была быть заложена в городской бюджет, что и сделали. Но пока перевозчики еще не в полном объеме получили эту сумму. Нас уверяют, что до конца года деньги будут перечислены.
ПАТП не стали спорить
— Процедура регулирования тарифов имеет определенный порядок, поэтому все несогласия с ПАТП можно было обсудить. Если кто-то не получил плановой выручки, необходимо было заявиться вновь. По транспорту у нас никаких ограничений по регулированию в течение года нет. При этом любые обращения и обоснования не повлияют на рост тарифов на перевозку граждан, потому что это решает Горсовет. Это повлияет на рост затрат городского бюджета. Тем не менее в течение года никаких заявлений по увеличению экономически обоснованного тарифа от предприятий не было. Также не было и обращений в суд. Это обычная цивилизованная практика: если с РЭК кто-то несогласен, он обращается в суд. Порой решения принимаются не в пользу регулятора. Это бывает редко, но некоторые выигрывают суд, подтверждая свои расходы. В отношении транспорта ничего этого не было, поэтому мы считаем свои действия обоснованными в рамках законодательства.
Почему растет тариф
— Есть два основных фактора. Первый — неэффективность. Этот фактор мы стараемся исключить из заявленной выручки. Так, сокращение количества автобусов в городе должно способствовать снижению соответствующих расходов на мощности, которые обеспечивают содержание и уход за транспортом. Но самый главный фактор, который влияет на рост тарифов, — пассажиропоток. При регулировании закладывается определенное количество пассажиров, но по факту у муниципального транспорта, к сожалению, пассажиропоток становится из года в год все меньше. Причина понятна — нелегальные перевозки, с которыми нужно бороться. Нужно создавать условия, чтобы им было невыгодно, неудобно работать. Пока таких условий не создано, поэтому главная беда муниципального транспорта — это нелегальные перевозчики, которые забирают пассажира и выручку легального транспорта.
«Газели» о повышении стоимости проезда пока молчат
— Легальные частные перевозчики, которые работают на автобусах малого класса, не обращались в РЭК по поводу повышения тарифа. До сих пор ни один предприниматель не подал документы на изменение тарифов в 2016 году. Также не обращались за консультациями. Наш диалог закончился на последнем общественном совете, когда мы рассмотрели новую методологию расчета тарифов. Больше вопрос о стоимости проезда с ними не поднимался. Методология утверждена еще летом текущего года и давно действует. У них появилась возможность заявиться в РЭК с вопросом о тарифах, но таких заявлений нет.
Маршрутки и автобусы нельзя ставить в зависимость друг от друга
— Может быть, по мнению кого-то, установление стоимости проезда у частных перевозчиков выше стоимости проезда в автобусах и спасет ситуацию, но для РЭК это превышение полномочий и нарушение закона. Частники и муниципалы — это два разных субъекта, которые мы регулируем отдельно и которые подтверждают свои расходы и пассажиропоток отдельно. Поэтому ставить их в зависимость неправильно с точки зрения законодательства. Это не обсуждается.
Меньше пассажиров — выше стоимость проезда
— На 2016 год перевозчиками заявлен рост тарифов до 200%. Некоторые ПАТП предлагают, чтобы пассажир платил 42 рубля. Понятно, что это что-то из космической темы, таких тарифов, конечно же, не будет. Прогнозировать не могу, мы должны закончить процедуру оценки заявлений муниципальных перевозчиков, провести общественный совет и принять решение. Рост, конечно, какой-то будет, надеюсь, в рамках инфляции. Но в любом случае сильнее всего на повышение тарифов повлияет уход пассажиров от муниципального транспорта. В этом году муниципальные перевозчики за счет электронной фиксации подтвердили фактическое количество пассажиров, и мы обязаны ориентироваться на эти цифры, которые являются основанием для увеличения стоимости перевозок. Но нужно понимать, что экономически обоснованный тариф не будет являться тем тарифом, который будет применяться для пассажиров. А будет тот тариф, который примет Горсовет. Сегодня он равен 18 рублям. Вся разница должна быть заложена в городском бюджете.
Для сохранения тарифа может потребоваться 1 млрд рублей
— Повышение экономически обоснованного тарифа сможет решить проблему убыточности ПАТП. Но только если бюджет Омска сможет потянуть на себе возникшую разницу в тарифах. При этом возможности городской казны ограничены. Если в текущем году необходимо было иметь 328 миллионов рублей для этой цели, то предложение предприятий может привести к увеличению компенсаций из бюджета до 1 миллиарда рублей. Но это тяжело и практически невозможно.
Таким образом, получается некий замкнутый круг. В идеале, если бы пассажиры чаще ездили на автобусах, то у ПАТП было бы больше выручки, которую можно потратить хотя бы на индексацию зарплат работников предприятий, улучшение подвижного состава, погашение долгов, а тариф не пришлось бы повышать. Но пока все наоборот.