om1.ru
Готов ли Омск к самоуправлению? До конца года в Омске может появиться должность сити-менеджера После того как президент страны Владимир Путин подписал закон о реформе местного самоуправления, перед омскими парламентариями встал нелегкий выбор.

Готов ли Омск к самоуправлению? До конца года в Омске может появиться должность сити-менеджера

После того как президент страны Владимир Путин подписал закон о реформе местного самоуправления, перед омскими парламентариями встал нелегкий выбор.
Готов ли Омск к самоуправлению? До конца года в Омске может появиться должность [сити-менеджера]
16 июня 2014, 16:06

Оставить ли в Омске прямые выборы мэра или назначать градоначальника из числа депутатов Горсовета? Поставить ли в каждом районе города по сити-менеджеру? На эти и другие вопросы городским и региональным депутатам предстоит дать ответ до конца года.

В конце мая президент РФ Владимир Путин утвердил изменения в федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Закон позволяет субъектам РФ самим определять модель самоуправления, в частности решить, будет ли отныне мэр традиционно выбираться напрямую населением либо из состава Городского Совета депутатов.

Жить по новым правилам

Согласно поправкам вводятся два новых типа муниципальных образований — городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В крупных городах, к которым относится и Омск, предполагается создавать собственные советы депутатов во всех районах города. При этом критерии раздела города на районы область определяет сама. Например, Омск может быть разделен на пять районов по количеству округов или одиннадцать — по числу отделов полиции. Впоследствии из районных депутатов будет формироваться городская дума.

В муниципальных районах (объединяют несколько городских и сельских поселений) формирование представительного органа также предлагается осуществлять путем делегирования от дум поселений, входящих в состав муниципального района. Кроме депутатов в него могут входить главы поселений.

Две головы лучше?

Нововведения предусматривают возможность появления в муниципалитете сразу двух градоначальников. Дело в том, что мэр, который будет избираться гражданами либо депутатами Горсовета, может и не обладать реальными полномочиями, выполняя функции представителя города и председателя Горсовета. Реальными делами — благоустройством города, латанием дыр на дорогах и решением коммунальных проблем — в таком случае займется сити-менеджер. Его будут назначать по контракту на срок, предусмотренный уставом (муниципального района, городского округа с внутригородским делением), не менее двух и не более пяти лет. Предусматриваются также прямые выборы сити-менеджера населением. Любопытно, что сити-менеджеры могут быть введены и на районном уровне.
Субъектам предстоит выбрать одну из моделей местного самоуправления в течение полугода с момента вступления закона в силу. Еще три месяца дается для внесения необходимых изменений в уставы всех типов муниципальных образований. К слову, у местной власти есть возможность оставить все по-старому — не делить город на районы и выбирать мэра путем голосования омичей.

Омские депутаты не хотят торопиться с выбором

Третьего июня на заседании комитета Омского Горсовета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка депутаты решили не торопиться с принятием решения: провести слушания с привлечением экспертов в сфере местного самоуправления и лишь потом формулировать свою позицию.

«Местное самоуправление — очень тонкая материя. Нужно провести консультации. Я сам являюсь сторонником действующей модели муниципальной власти. Не нужно город дробить на округа, нужно развивать действующую модель», — сообщил председатель комитета, заместитель спикера Горсовета, единорос Алексей Сокин.

Однако председатель Горсовета Галина Горст напомнила, что у городских депутатов на принятие решения есть только три месяца, тогда как у региональных депутатов — шесть. Единорос Евгений Аронов также призвал коллег поторопиться, пока региональные парламентарии не приняли решение: «Нужно оперативно проработать этот вопрос. Если законопроект депутаты Заксобрания примут раньше нас, то внести в него поправки будет очень сложно», — сообщил народный избранник.

К слову, четкого мнения по вопросу, какой вариант формирования местной власти лучше, в Горсовете пока нет. Например, представитель ЛДПР в Горсовете Алексей Ложкин считает, что необходимо оставить выборность мэра горожанами. «Лучше, чтобы граждане решали, в каком им городе жить. Я считаю, лучше оставить выборную систему, как сейчас». Справедливорос Игорь Антропенко, напротив, уверен, что назначение мэра из числа депутатов приведет к улучшению взаимоотношений между муниципальной и областной властями. «Назначение мэра, безусловно, улучшит управляемость с точки зрения взаимоотношений областного центра и субъекта РФ. Однако такой вариант может перевести возможные конфликты интересов из звена «область — город» в звено «назначенный мэр — выбранные горожанами главы округов», — считает господин Антропенко.

Некоторые депутаты и вовсе опасаются высказывать свою точку зрения по этому вопросу до принятия какого-либо решения большинством.

Мэр за выборы, губернатор — против

В отличие от них действующий градоначальник Вячеслав Двораковский ясно высказался за сохранение выборности мэра.

Вячеслав Двораковский, мэр Омска:

 — Что будет принято, то и будем исполнять. Но для меня предпочтительнее выборы. Почему? Потому что местное самоуправление — это значит, что должны сами выбрать и сами управлять.

Глава региона Виктор Назаров, напротив, выразил уверенность, что наиболее оптимальным будет вариант с назначением мэра.

Виктор Назаров, Губернатор Омской области:

 — Мэры должны назначаться. Это мое мнение. Я говорю об этом и как житель, и как чиновник. Сегодня возникновения конфликтных ситуаций, слава богу, у нас, на территории Омской области, нет, но там, где сегодня есть мэры и главы районов, проблемы уже начинают возникать. Начинается дележка уровней власти. Таким образом, если будет назначение, то будет снята напряженность и разделения власти на территориях. Это очень важно для управляемости Российской Федерации.

Делать прогнозы — дело неблагодарное. По закону, избранный ранее мэр города должен доработать до конца своих полномочий. Плановые выборы мэра Омска должны пройти в июне 2017 года. Поэтому, несмотря на выбор одного из вариантов местного самоуправления, в ближайшие годы омичи могут и не почувствовать никаких изменений. Однако не стоит забывать, что Горсовет может отправить мэра в отставку в связи с «бездействием», например, если таковое будет доказано, а также болезнью. Также градоначальник может уйти со своего поста «по собственному желанию».

Результаты опроса «Левада-Центра» «Как должны избираться мэры крупных городов?»:

77% — главы городов должны избираться только населением;

8% — ответственность за назначение градоначальников должны взять на себя депутаты Заксобрания;

9% — выборы мэра — это зона ответственности губернатора.

Напомним, что масштабная реформа местного самоуправления стартовала после того, как в декабре 2013 года Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил о необходимости реформировать общие принципы организации местного самоуправления.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter