В Омске уже скоро может появиться памятник, пожалуй, самому известному музыканту нашего города. Скульптуру в виде россыпи кассет хотят установить на «острове Летова» посреди пруда в парке имени 30-летия ВЛКСМ. Авторами проекта, посвящённого 60-летию лидера «Гражданской обороны», стали скульптор Мейрам Баймуханов и художник-мозаичник Антон Козлов.
Мы поговорили с одним из них. Мейрам Баймуханов — сын известного омского художника Геймрана Баймуханова. Уже много лет он живёт в Петербурге, но связь с Омском осталась. Создание скульптуры Летова — дань любви и уважения родному городу.
![]() |
---|
— Мейрам, как появилась идея создания скульптуры?
— С фигурой Игоря Фёдоровича мы все знакомимся в подростковом возрасте, когда начинаются эксперименты с музыкой. В 8-9-м классе мы с Антоном Козловым на этом подружились, сошлись. Мы одноклассники, вместе учились в гимназии № 85. Потом продолжили с ним общаться, даже когда я уехал учиться в Пензенское училище. Мы всегда поддерживали связь, я получал от ребят письма. Надо отметить, что класс у нас был дружный, художественный.
Года три-четыре назад мы пришли к мысли о том, что нужно как-то увековечить память Игоря Фёдоровича. И начались какие-то задумки. Естественно, это больше наша инициатива — фанатского круга. Недавно ему было 60 лет. Мы всё-таки из тех, кто отмечает дни рождения, юбилеи, чтит даты.
К примеру, юбилей со дня гибели Пушкина отмечала вся страна. А для нас Летов — это культовая фигура. И начались разработки. Были придуманы два эскиза: идущий в полушаге и вот эти кассеты. Антон как раз предлагал россыпь кассет. Изначально он хотел сделать кассету как памятник не непосредственно личности, а целой эпохе, которая слушала «Гражданскую оборону» на кассетах, и там разместить какой-нибудь альбом или фигуру самого Егора. Потом мы начали дальше искать пластические решения. Я периодически делаю абстрактные вещи, хотя у меня академическое образование. И решил это всё совместить. У меня была такая работа — косточки домино, я их по-всякому размещал. Сделал подобную вещь, только с альбомами «Гражданской обороны». И вот такое у нас получилось посвящение.
— Понятное дело, что художника, наверное, не спрашивают о смысле его работ. Но, тем не менее, можете объяснить обывателю основной смысл. Почему одна кассета в виде окна, например?
— По-разному можно трактовать, но для нас это больше дань уважения философии, музыке, экспериментам «Гражданской обороны» и самого Игоря Фёдоровича.
На каждой кассете будет обложка альбома. Я попросил родителей посмотреть по кладовым мои старые кассеты, которые остались. Что-то, конечно, уже было на компакт-дисках. Собирал из того, что есть. Понятно, что калибровку альбомов надо будет потом пересмотреть с самими участниками группы или наследниками Летова. На мой художественный взгляд, у Игоря Фёдоровича были великолепные коллажи на обложках альбомов. Допустим, «Сто лет одиночества», где изображён младенец с рукой взрослого человека. Там много разных предметов: какие-то ящерки, цветочки и прочее. Великолепно, даже фасадно. Изображение само по себе очень гармоничное, в стиле Егора Летова, «Гражданской обороны». И при этом есть обложки первых альбомов, «коммунистический» блок, так скажем. К примеру, «Красный альбом». Он должен быть в любом случае, потому что там есть портрет Летова.
![]() |
---|
Соавтор памятника Егору Летову Антон Козлов |
— Из какого материала будет скульптура?
— Мы хотим сделать или бетонные конструкции, или каменные глыбы, обложенные мозаикой. Соответственно, сверху будут все эти образы-обложки кассет. Красиво, долговечно, интересно как минимум. Получается, мы тут немножко юльнули. Сам Егор Летов говорил, что не хотел бы себе бронзового изваяния. Бетонные конструкции будут обкладываться смальтой, это же стекло, по сути. Всё это будет вставать на раствор. И, может быть, будут какие-то вкрапления бронзы. Например, место, где ёжик у окна, прекрасно бы смотрелось сквозным. Это бы дало воздух всей этой груде, новые смыслы. Каждый увидит эту композицию по-своему. Как говорил Михаил Константинович Аникушин, культовый педагог в нашей петербургской академии: «Скульптор должен показывать, а не рассказывать». Поэтому какие-то значения и смыслы лучше определить зрителю. Для меня вырисовывается дополнительное подпространство в этом окошке. Если это будет на «острове Летова», где мы планируем проект к реализации, то в это окошко шикарно бы вписывался в любой пейзаж.
На этом принципе был поставлен памятник Шакенову. Амангельды Абдурахманович был больше пейзажистом, хотя у него была и портретная живопись. Я решил сделать через вот такую раму, поскольку люблю подобные приёмы. Они наполняют скульптуру живым пейзажем, фоном, дают дополнительную реальность. И как здесь мне было без этого обойтись?
Знаете, вот кто-то слышит во фразе «Всё идёт плану» одни смыслы, кто-то — другие. Здесь тоже есть такая риторика: насколько вы подготовленный зритель, настолько вы и будете оценивать.
![]() |
---|
— Есть какие-то определённые сроки, когда мы сможем увидеть памятник Летову в Омске? Есть ли уже меценат, готовый оплатить проект?
— Каких-то конкретных сроков нет. Мы, конечно, хотели всё это сделать к юбилею. Но идея же рождалась долго, были хождения, творческие муки: реализм, не реализм. Поиск решений — это всё-таки время. На данный момент то, что у нас получилось, мне очень понравилось. Оно достаточно гармонично решено и в объёмах, и в смысловом наполнении. Там можно увидеть всякое. А если это будет на «острове Летова», так вообще замечательно. Сейчас в целом в стране люди начали по-другому смотреть на общественные пространства, хотят видеть что-то новое, интересное. На мой взгляд, это могло бы стать неплохим таким объектом.
Плюс сейчас растёт фанатская база «Гражданской обороны». Есть такой ренессанс. У моей дочери тоже в плейлисте периодически проскакивают их песни. Понятное дело, что с самого детства она слышит эти композиции в машине. Ей 11 лет, и, конечно, она пока не все песни Егора Летова может слушать. Младший сын, которому пять лет, тоже слушает, подпевает что-то.
Дальше Антон Козлов будет отвечать за реализацию, потому что это мозаика. Мною больше двигали альтруистические моменты. Как такому большому музыканту и философу не посвятить что-то в родном городе? Это не ради денег или чего-то ещё. Просто захотелось сделать хорошую, интересную вещь, чтобы она классно билась с его творчеством. Это отчасти посвящение поколению, которое было воспитано, рождено на кассетах. Всё-таки это родной город.
— С родным городом связь сохраняется?
— В Омске живёт мой отец, очень много родственников там, могилы моих предков. Мы даже с супругой уже обсуждали, где будем захоронены когда-нибудь. Решили, что это будет Омск.
Фото предоставлены авторами проекта