Я — мама второклассницы. Любимый предмет моей дочери в школе — литературное чтение. Она искренне любит читать, знает многих авторов, прекрасно запоминает стихи и всегда оставляет домашнюю работу по чтению «на сладенькое».
Лишь однажды уроки по чтению заняли у неё больше времени, чем по другим предметам. Споткнулась она на классике — в школе задали учить отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», всем известный «У лукоморья…». Что такое лукоморье? Почему цепь, по которой ходит учёный кот, златая, а не золотая? Как это — «о заре прихлынут волны»? Что значит «царевна тужит»? Каждая строчка порождала вопросы. А без понимания слов и словосочетаний мы не могли продвинуться и в смысловом запоминании текста.
Отрывок из поэмы моя дочь всё-таки выучила, заслуженную пятёрку получила. А этот случай стал предметом обсуждения в моей семье. Прозвучало мнение: зачем вообще младшеклассникам учить наизусть Пушкина и других классиков, если большинство из этих слов уже и не употребляются в повседневной речи? Действительно, подумала я, зачем? И нашла ответ в беседе с доктором филологических наук, профессором ОмГУ Татьяной Павловной Рогожниковой.
Как отмечает профессор, трудности восприятия языка классической литературы — это естественное явление, связанное с постоянным развитием языка. Некоторые слова и выражения уходят из активного словаря, как, например, «кибитка» или «ямщик», другие перемещаются в пассивный запас, становясь менее привычными. Однако это не означает, что такие слова не имеют значения для современного читателя.
«Справиться с трудностями можно, если к процессу обучения подойти профессионально. Учителю необходимо уделить внимание объяснению исторического контекста, значений устаревших слов. Это поможет ребёнку не только понять смысл произведения, но и развить навыки литературного анализа, что важно для общего интеллектуального и культурного развития», — считает Татьяна Павловна.
Почему важно учить пушкинский язык
«Пушкинский язык — это не просто слова», — подчёркивает профессор. — «А ключ к пониманию русской культуры, истории и традиций». Работа со словарным запасом на уроках литературы обогащает речь ребёнка, развивает языковое чутьё и позволяет лучше понимать родной язык.
Обсуждение произведений дома — с родителями, бабушками и дедушками — также играет важную роль. В частности, помогает детям расширить словарный запас и научиться воспринимать богатство родной речи, находя в устаревших словах новые оттенки значений. А в современных условиях, когда детей окружают интернет, короткие сообщения и сленг, изучение классической литературы становится особенно важным. Пушкинский язык учит формулировать мысли красиво и точно, помогает развивать образное мышление, воспитывает вкус к художественному слову.
Как говорит профессор Рогожникова, изучение произведений Пушкина помогает детям осваивать богатство русского языка и культуры. Это инвестиция в их будущее — способность мыслить шире и говорить глубже.