om1.ru
Пушкинский язык и современная школа: нужно ли детям учить классиков наизусть? Вместе с профессором ОмГУ, доктором филологических наук Татьяной Павловной Рогожниковой оцениваем, какое влияние на детей оказывает изучение произведений Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкинский язык и современная школа: нужно ли детям учить классиков наизусть?

Вместе с профессором ОмГУ, доктором филологических наук Татьяной Павловной Рогожниковой оцениваем, какое влияние на детей оказывает изучение произведений Александра Сергеевича Пушкина.
Профессор омского вуза рассказала, зачем школьникам нужно учить стихи Пушкина
11 декабря 2024, 20:00
Блоги

Пушкинский язык и современная школа: нужно ли детям учить классиков наизусть?
Фото: chatgpt.com
 
 
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
Об авторе:
Ольга Бордюкова,
журналист, мама.

Я — мама второклассницы. Любимый предмет моей дочери в школе — литературное чтение. Она искренне любит читать, знает многих авторов, прекрасно запоминает стихи и всегда оставляет домашнюю работу по чтению «на сладенькое».

Лишь однажды уроки по чтению заняли у неё больше времени, чем по другим предметам. Споткнулась она на классике — в школе задали учить отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», всем известный «У лукоморья…». Что такое лукоморье? Почему цепь, по которой ходит учёный кот, златая, а не золотая? Как это — «о заре прихлынут волны»? Что значит «царевна тужит»? Каждая строчка порождала вопросы. А без понимания слов и словосочетаний мы не могли продвинуться и в смысловом запоминании текста.

Отрывок из поэмы моя дочь всё-таки выучила, заслуженную пятёрку получила. А этот случай стал предметом обсуждения в моей семье. Прозвучало мнение: зачем вообще младшеклассникам учить наизусть Пушкина и других классиков, если большинство из этих слов уже и не употребляются в повседневной речи? Действительно, подумала я, зачем? И нашла ответ в беседе с доктором филологических наук, профессором ОмГУ Татьяной Павловной Рогожниковой.

Как отмечает профессор, трудности восприятия языка классической литературы — это естественное явление, связанное с постоянным развитием языка. Некоторые слова и выражения уходят из активного словаря, как, например, «кибитка» или «ямщик», другие перемещаются в пассивный запас, становясь менее привычными. Однако это не означает, что такие слова не имеют значения для современного читателя.

«Справиться с трудностями можно, если к процессу обучения подойти профессионально. Учителю необходимо уделить внимание объяснению исторического контекста, значений устаревших слов. Это поможет ребёнку не только понять смысл произведения, но и развить навыки литературного анализа, что важно для общего интеллектуального и культурного развития», — считает Татьяна Павловна.

Почему важно учить пушкинский язык

«Пушкинский язык — это не просто слова», — подчёркивает профессор. — «А ключ к пониманию русской культуры, истории и традиций». Работа со словарным запасом на уроках литературы обогащает речь ребёнка, развивает языковое чутьё и позволяет лучше понимать родной язык.

Обсуждение произведений дома — с родителями, бабушками и дедушками — также играет важную роль. В частности, помогает детям расширить словарный запас и научиться воспринимать богатство родной речи, находя в устаревших словах новые оттенки значений. А в современных условиях, когда детей окружают интернет, короткие сообщения и сленг, изучение классической литературы становится особенно важным. Пушкинский язык учит формулировать мысли красиво и точно, помогает развивать образное мышление, воспитывает вкус к художественному слову.

Как говорит профессор Рогожникова, изучение произведений Пушкина помогает детям осваивать богатство русского языка и культуры. Это инвестиция в их будущее — способность мыслить шире и говорить глубже.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter