Помощник президента Владимир Мединский на днях заявил, что учиться 11 лет в школах — это непозволительная роскошь и 19-й век. Образование, по мнению сановника, должно быть спрессовано, «чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться». Учиться в вузах пять-шесть лет, по его словам, тоже пережиток прошлого.
Педагоги, психологи, преподаватели пришли в ужас от идеи «прессовки» образования. Объективных причин считать, что человек способен учиться быстрее, нет — человеческая физиология не изменилась, а знание, напротив, усложнилось. Высокие технологии требуют большего погружения. Учитывая, что именно высококлассных специалистов у нас не хватает, сокращать образование — значит, лишать страну перспективы выращивать своих инженеров, программистов, медиков, учёных, преподавателей.
Можно, конечно, повыкидывать ребят после девятого класса на рынок труда, но разве могут эти дети решить те стратегические проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас? Нам нужны квалифицированные кадры, преемственность всех образовательных ступеней, тесное сотрудничество вузов и производства, массовость образования, которое обеспечивает высокую конкуренцию и мотивацию кадров, новые технологии в образовании и много чего ещё. Именно по этому пути идут все цивилизованные страны, и чем дальше мы от 19 века, тем больше нам нужно времени, чтобы освоить накопленные знания и начать вносить что-то своё.
В какой момент мы вдруг от этих целей стали уходить в «массово рожать» и «меньше обучать»? Нас так долго и несправедливо критиковали за шапкозакидательство во всех сферах, мы так много сделали и сказали, чтобы доказать, что мы берём не числом, а умением. Мы и сами в это почти поверили, а современный мир и вовсе кардинально поменял правила игры. Побеждает не сильный, а умный, побеждают не числом, а головой. Знания устаревают моментально, и без привычки их получать человек обречён. И страна обречена.
Повышать пенсионный возраст было жестоко, но в чём-то оправданно. Это вызвало большое недовольство, но в общей перспективе не сокрушит страну. Сокращать же образование — это так же логично, как рубить себе ноги, чтобы меньше есть. Обрубая образование, мы лишаем себя будущего страны, которая будет конкурировать с высокотехнологичными державами. Просто штампуя работников и солдат, не вкладывая в них ни ценности, ни знаний, мы сможем пойти куда угодно, но только не в современность. Мы всё время будем бороться за поддержание штанов, лишая себя самого необходимого и отставая всё больше и больше. И будем надеяться, что эти слова останутся всего лишь словами.