Омичка Анна Лисина осталась без родителей в 15 лет. С тех пор её воспитывала бабушка. Сирота получила образование и устроилась работать лаборантом химического анализа на завод СК. Молодому специалисту платили 25 тысяч рублей в месяц. В 2021 году Анна ушла в декретный отпуск.
Когда ей исполнилось 23 года, она собрала необходимые документы и подала заявку на получение единовременной выплаты на жильё для сирот. Такая мера дополнительной гарантии социальной поддержки статьёй 8.1 Федерального закона № 159 существует с 1996 года. Она предусмотрена как раз для сирот старше 23 лет. Из других требований — отсутствие судимости, психических заболеваний, долгов, алкогольной и наркотической зависимости. Целевые средства можно потратить на приобретение жилья, а также на полное или частичное погашение ипотеки. Анна соответствует всем критериям, кроме финансового.
«Все необходимые документы я собрала буквально за два дня, — рассказала Анна Лисина порталу Om1.ru. — В январе отнесла в министерство образования Омской области. Мне сказали, что вопрос решится быстро. Постоянно кормили «завтраками». Потом пришли ответы из Минстроя и Минобразования: выплата вам не положена, потому что вы… бедная».
Как выяснилось, согласно новым поправкам от 23 декабря 2023 года, на выплату могут претендовать только сироты, имеющие доход за прошлый год не ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи. Для Омской области это 14 958 рублей на трудоспособного человека и 14 169 — на ребёнка.
«Пока я собирала документы, мне никто об этом не сказал — просто поставили перед фактом, — говорит Анна. — А до этого никто не проинформировал, что, оказывается, необязательно было ждать 23 лет. На выплату могли претендовать сироты, которым исполнился 21 год. Требование изменилось только недавно. Кроме того, тогда у меня ещё были большие декретные до полутора лет ребёнку, и я могла бы попасть в программу даже при условии ограничения по доходу. Я об этом, конечно, ничего не знала. А сейчас моему сыну уже два года, я получаю совсем небольшое пособие и, получается, осталась без жилья».
Вероятно, какая-то логика в поправке к закону относительно дохода сироты всё-таки есть. Считается, что на покупку полноценного жилья выделяемой сумму не хватит, поэтому человеку всё равно придется брать ипотеку. А если доход невысокий, расплачиваться будет проблематично.
По словам Анны, совокупный доход их семьи не состоит только лишь из детского пособия. Её молодой человек работает на нефтезаводе и получает около 70 тысяч рублей, однако их брак не зарегистрирован. А если бы был официально зарегистрирован, то всё равно учитывался бы только доход Анны. Причём делили бы его на троих: на неё, сына и мужа. И тогда бы она точно не смогла получить выплату.
«Очень много сирот остались за бортом из-за этой поправки, — объясняет Анна. — В основном это девушки и молодые мамы в декрете. Условия такие жёсткие, что не проходит почти никто. Наверное, только мужчины без семьи могут соответствовать критерию дохода».
|
---|
В пресс-службе министерства строительства нам сообщили, что с начала 2024 года Минстрой выдал 180 сертификатов на жильё, ещё 57 планируют выдать в ближайшее время.
Однако на вопрос о том, сколько сирот из-за нового критерия по доходу не смогли получить сертификат за этот же период, ответить затруднились. Этот вопрос решает комиссия областного Минобразования, куда поступают заявки от соискателей.
В этом ведомстве не смогли оперативно ответить на наш запрос. А в официальном ответе Анне Лисиной написали следующее:
«В списке по состоянию на 15 мая 2024 года вы значитесь под номером 2 128. Кроме того, в министерстве образования Омской области в настоящее время учтено 1 391 судебное решение о предоставлении жилых помещений лицам, имеющим право внеочередного исполнения».
Впрочем, ждать десятилетиями положенную ей квартиру в очереди, которая почти не двигается, Анна не намерена. Ведь по той же статье 8.1 Федерального закона № 159 именно сироты с детьми имеют приоритетное право на получение выплаты на собственное благоустроенное жилье. Но, как ни парадоксально, именно этой категории сейчас чаще всего отказывают.
Девушка уже обратилась с заявлением в областной СКР. Там начали проверку её заявления. Самой девушке предложили попробовать приложить распечатку денежных переводов с банковского счёта в подтверждение своего дохода и снова подать документы в Минобразования.
Кроме того, Анна сейчас общается с другими омскими сиротами, которые оказались в такой же ситуации, как и она. Вместе они создали петицию:
«Многие из-за данного пункта Федерального закона не смогли пройти на жилищный сертификат (мамы в отпуске по уходу за ребенком и малоимущие), что прямо противоречит Конституции РФ и нарушает права граждан по социальному признаку и в части доходов. Если ситуация изменится, многие смогут быстрее приобрести жилье. Если всё останется по-прежнему, будет очень много обездоленных сирот, чьи права некому защитить. Это несправедливо! Необходимо оперативно внести изменения в Федеральное законодательство, чтобы уравнять права всех сирот, чтобы каждый имел возможность получения жилищного сертификата и приобретения жилья», — говорится в обращении.
предоставлено порталу Om1.ru Анной Лисиной