В минувший четверг, 30 мая, мэр города Омска Сергей Шелест провёл пресс-конференцию. Во время неё он ответил на более чем два десятка вопросов омских СМИ. «Ваш ОРЕОЛ» представляет ответы на ряд актуальных вопросов.
Дела бюджетные
«Омск, к сожалению, входит в число городов, где низкая бюджетная обеспеченность на одного жителя. Возможно ли с этим как-то поработать: попробовать внести изменения в законодательство, найти ресурсы и т. д.?»
— Это основной вопрос. Ответы на последующие как раз будут зависеть от состояния бюджета города. Согласно аналитике Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, наш бюджет среди 10 городов-миллионников занимает практически нижнюю строчку по такому показателю, как бюджетная обеспеченность на душу населения. С чем это связано? В первую очередь так выстроено федеральное бюджетное законодательство, что все поступления от наших промышленных предприятий сначала отправляются в федеральную казну. Акцизы сначала собираются на «едином счёте» и затем распределяются между всеми регионами и городами по определённой методике.
Так, в 2023 году таких акцизов уплачено в размере 121 миллиард рублей, из них в бюджет региона вернулось 10 миллиардов, а в бюджет города — всего 90 миллионов, или 0,07 процента. И примерно такая же ситуация по налогам. За 2023 год из собранных с территории Омской области 309 миллиардов рублей налогов город Омск принёс 289 миллиардов. В итоге в бюджет города поступило всего 11,8 миллиарда рублей. То есть с каждых собранных 100 рублей на территории Омска только 4 рубля остаётся в распоряжении города, или 4 процента. В то же время по другим городам-миллионникам в среднем остаётся 8–10 процентов от собранных налогов.
По всем нормативам функционирования города-миллионника нам необходимо 70 миллиардов рублей — как в других городах с примерно такой же численностью и площадью. За счёт всех трансфертов наш бюджет сегодня составляет порядка 41 миллиарда рублей. То есть хронический недостаток бюджета — в районе 30 миллиардов рублей.
Соответственно, как следствие в Омске годами копились проблемы, решение которых требует серьёзных финансовых вложений. Например, количество домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года, составляет 146. Есть судебные решения, которые требуют немедленного расселения. А есть дома 335-й серии, где необходимо в срочном порядке делать усиление несущих конструкций. Есть проблемы с ливневой канализацией. На все эти цели и ряд иных нам необходимо порядка 50 миллиардов рублей. На исполнение всех судебных решений — 14 миллиардов. Поэтому наша основная задача с губернатором Виталием Павловичем Хоценко — добиться справедливой бюджетной обеспеченности одного жителя. Будем также работать с сенаторами, депутатами.
|
---|
Избавиться от ям
«Не секрет, что после прошедшей зимы многие городские дороги выглядят неудовлетворительно. Как обстоят дела с их ремонтом?»
— В этом году в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» мы ремонтируем девять объектов: улицы 60 лет Победы, 6-я Шинная, Маяковского, Заозёрная, Коммунальная, Волочаевская, Омская, Гусарова и Театральную площадь. На эти работы будет направлено почти 715 миллионов рублей, завершить работы планируем до 1 августа. Наше управление дорожного хозяйства и благоустройства занимается аварийно-восстановительным ремонтом дорог. В этом списке 476 объектов. В помощь здесь наш асфальтовый завод с его тремя установками. Мы постараемся отработать все объекты ко Дню города, если, конечно, позволит погода. Параллельно ведётся работа по дорогам, которые находятся на гарантии, — здесь работаем с подрядчиками. Но есть и дороги, которые уже не на гарантии, но ремонтировать их нужно здесь и сейчас. Речь, например, идёт о Красном Пути. Областное правительство выделило на проведение ремонтных работ 100 миллионов, городской бюджет — 11 миллионов. И сейчас идёт ремонт данной дороги.
|
---|
Неизбежное повышение
«В прошлом году была проведена транспортная реформа, и очень много маршруток теперь не проезжают через центр города. Удалось ли достигнуть поставленных целей?»
— Действительно, с 1 июля прошлого года были внесены изменения в схемы движения 16 маршрутов. На пять маршрутов предприниматели купили автобусы среднего и большого класса и вернулись в центр. Это нововведение отразилось и на наполняемости муниципального транспорта — пассажиропоток стал больше. С другой стороны, то, что мы пустили часть маршрутов вне центра, наладило транспортные связи между улицами Маршала Жукова, Фрунзе, Булатова и другими районами города. Но стоит отметить: что частные перевозчики, что муниципальные предприятия столкнулись с одной и той же проблемой — не хватает водителей. Например, со своей стороны мы подняли среднюю зарплату, сами проводим обучение водителей, женщин приглашаем на работу — новые автобусы достаточно лёгкие в управлении, надёжные. В ближайшее время ожидаем поступления на работу 40 человек, проходящих обучение.
«Ждать ли в этом году повышения стоимости проезда в муниципальном транспорте?»
— Ситуация, которая сейчас сложилась в городском транспорте, давно не соответствует экономике. Так, экономически обоснованный тариф для автобуса 50 рублей, в троллейбусах — 68 рублей. Разницу между экономически обоснованным тарифом и стоимостью проезда компенсирует городской бюджет. Омичи платят за проезд 25 или 30 рублей в зависимости от формы оплаты — наличная или безналичная. И эта провозная плата пять лет не повышалась. И если тогда поддержка муниципального транспорта из бюджета составляла порядка 900 миллионов рублей, то сейчас — в районе 3 миллиардов рублей. Цены на ГСМ стали в разы выше, на запчасти тоже, заработная плата выросла. Мы проанализировали ситуацию по другим городам, у нас стоимость проезда значительно ниже. И многие города просто каждый год стоимость поднимали, и там это уже обыденный процесс. Так что с 1 июля ожидается поднятие стоимости проезда. По предварительным цифрам — в пределах 10 рублей. Но здесь последнее слово останется за депутатами горсовета.
Городское хозяйство
«Некоторые дороги бесполезно ремонтировать, пока на них не появятся ливневая канализация. Как видится решение по данному вопросу?»
— Непростая ситуация с ливневой канализацией, на решение этого вопроса необходимо немалое количество средств. Когда мы начинали большой ремонт дорог в Омске, то стоял выбор: либо мы делаем мало, но с ливнёвками, либо делаем много, но без них. Понятно, что пошли по второму пути, чтобы сделать дороги Омска проездными. Сейчас основной путь решения проблемы — это строительство ливнёвок в процессе реконструкции и ремонта дорог.
В 2022 году новая ливневая канализация была сделана по улице 9-й Ленинской. В 2022–2023 годах в ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» такие объекты появились на улицах Крупской и дублёре Лукашевича, а также вдоль транспортной развязки по улице 3-й Островской у Ленинградского моста. До конца июля больше километра ливневой канализации построят по улице Шаронова, до конца года — по бульвару Архитекторов. Кроме того, в 2024 году запланировано обустройство 12 объектов открытой ливневой канализации.
«Недавно депутаты Омского горсовета вышли с предложением запланировать в бюджете города средства на то, чтобы решать вопросы с освещением городских территорий, — тех, на которые жалуются им омичи. Как вы считаете, насколько перспективна эта тема?»
— По данной теме перспективы достаточно хорошие. За последние два года мы исполнили порядка 32 судебных решений по строительству линий наружного освещения из 77, которые лежали мёртвым грузом с 2012 года. Кроме того, параллельно велась работа по восстановлению линий — то есть там, где опоры уже были, но освещения не было. В 2024 году мы продолжаем исполнять судебные решения, и в ближайшие два года мы планируем закрыть их полностью. Но это не говорит о том, что мы не обращаем внимания на иные обращения омичей, — например, на просьбы сделать освещение на подходе к детским садам, школам. Всё это мы по возможности стараемся делать.
«Этой зимой было много осадков. Было немало обращений омичей по поводу уборки снега. Понятно, что преждевременно, но как муниципалитет готовится к новому сезону?»
— На плечах нашего учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» находится очень много задач, связанных с содержанием города. И это не только уборка снега. Но там не хватает рабочих рук, есть и нехватка техники. По всем нормативам должно быть около 5 тысяч человек, а по штату работает 1500, из них — 300 вакансий. Люди трудятся в полную силу, и техника работает примерно так же. У нас ведь этой зимой не только снег был, но и дождь. А общая протяжённость дорог 2000 километров плюс тротуары. И если сравнивать с другими российскими городами, то в Омске ситуация была не хуже. Со следующего года будем выделять из бюджета порядка 150 миллионов рублей на технику. А в этом году у нас приобретено восемь новых единиц тяжёлой техники с различным навесным оборудованием.
Сфера образования
«В этом году Народный фронт проводил вместе с прокуратурой приём жалоб родителей на качество горячего питания в школах. Нареканий к этому процессу было немало. Сейчас учебный год закончился. Хватит ли времени, чтобы урегулировать данный вопрос?»
— Каждый такой случай разбирается комиссионно с привлечением родительских комитетов. Действительно, был ряд поставщиков, которые выиграли конкурсы и не исполнили обязательства. Мы расторгли контракты. Заводим туда других подрядчиков, более добросовестных. Есть и положительные примеры — например, конкурс выиграла московская фирма, и к ней нет никаких нареканий. Я сам бываю в школах, спрашиваю детей, пока ни одного отрицательного отзыва не получил.
«Почему возникают проблемы со строительством учреждений образования, например, той же школы в микрорайоне Серебряный Берег?»
— Конкурс выиграла компания, документы которой были в норме. И не было никаких оснований не заключать с ней договор. Мы ушли в процесс стройки. Но потом на территории были обнаружены железобетонные конструкции, потребовалось время для их демонтажа. Сроки сдвинулись. А потом этот же подрядчик решил заняться строительством школы в Ясной Поляне. Область расторгла контракт раньше, мы чуть позже. Сейчас завершается процедура поиска нового подрядчика, работы продолжатся. Срок строительства очень жёсткий — школа возводится в рамках нацпроекта.
Да, нам пришлось принять решение по 88-й школе — чтобы в дальнейшем обезопасить учителей и детей, её демонтировали. Возведут здание по старому проекту. Сейчас ровно такая же проблема с капитально ремонтируемой школой № 91 — там «поехало» правое крыло. И, возможно, будем принимать решение — безопаснее будет его демонтировать и заново поставить. Добавлю, что в скором времени ещё семь школ уйдут в стадию капитального ремонта. Всего в Омске 151 школа, из них 117 требуют капитального ремонта.
Развитие города
«Вы неоднократно заявляли, что планируется убрать частный сектор в центре города. На какой стадии решение данного вопроса?»
— Сегодня есть такой механизм, как комплексное развитие территории (КРТ). Городская администрация подготовила два больших проекта КРТ, они на согласовании в областном правительстве. Суть в том, чтобы отдавать территории, где находится частный сектор и аварийные дома, под освоение. Застройщик решает вопрос с расселением аварийного жилья, с частным сектором. Также на территории он строит социальные объекты — это обязательное условие. Пока в Омске реализуется только небольшой проект КРТ — в районе Герцена — Северных.
«Теперь застройщики должны думать о строительстве социальных объектов в возводимых ими микрорайонах. Чем было оправдано принятие подобного решения? Есть ли уже желающие?»
— Есть, на мой взгляд, правильная позиция Генеральной прокуратуры: жилые дома, и не только в Омске, вводятся без социальной инфраструктуры, и так быть не должно. Как раз одним из вариантов решения этой проблемы и является принятый горсоветом документ, в котором прописано, что застройщик добровольно будет принимать участие в развитии социальной инфраструктуры. Есть уже ряд обращений от застройщиков, их рассматривает департамент имущественных отношений.
«На Иртышской набережной установили памятник основателю города Бухгольцу. Какие планы у городской администрации по поводу шара «Держава»?»
— Когда мы прорабатывали вопрос об установке памятника Бухгольцу, мы думали о месте, где сейчас находится шар «Держава». Но мнения омичей разделились, и мы нашли иное место для скульптуры. Но и оставлять шар в том виде, в котором он сейчас находится, тоже нельзя. Мы будем ставить новую скульптуру. Шар будет ровно тех же самых размеров, что и сейчас. Не будем демонтировать его, пока у нас не будет готов новый.
«Ещё несколько лет тому назад омичи не знали, что такое электросамокаты. Сейчас это наша реальность со всеми вытекающими жалобами на то, что этот процесс никак не отрегулирован. Что предпринимает городская администрация по этому поводу?»
— Мы выстраиваем отношения с крупной кикшеринговой компанией — есть уже договорённости и по парковке, и по снижению скорости на ряде городских локаций. Да, мы будем это контролировать. Но тут нужно понимать: как только мы начинали принимать жёсткие меры к самокатчикам, тут же появлялась вторая волна жалоб, и не меньше той, которую мы сейчас имеем, — что мы не хотим развивать эти средства передвижения. Здесь должен быть баланс между безопасностью и удобством для омичей.
|
---|