om1.ru
От аэростанции до Фёдоровки: история омского аэропорта Почему аэропорт находится так близко к центру Омска?

От аэростанции до Фёдоровки: история омского аэропорта

Почему аэропорт находится так близко к центру Омска?

От аэростанции до Фёдоровки: история омского аэропорта
Фото: Юлия Майстренко

Как вы думаете, сколько аэропортов было в истории Омска? Один? Два? А Фёдоровку учитывать?

Вы удивитесь, но даже без нового аэропорта, который откроютне раньше 2028 года, их было больше. Где они находились и чем запомнились в истории города, рассказал на экскурсии от бюро «Омскгид» краевед Кирилл Демьянов.

Фото: Юлия Майстренко

17 мая 1929 года в Омске приземлился почтовый самолёт «Фоккер Ц-9», летевший из Иркутска в Москву. Впрочем, это был далеко не первый летательный аппарат в нашем городе. Известно, к примеру, об аэродроме к юго-востоку от городского ипподрома. Его можно найти на карте Омска 1926 года — её скриншот покажем ниже. А в годы Гражданской войны у колчаковских сил была флотилия аэропланов, садившихся на воду.

Главный ориентир на карте — ипподром: за 100 лет его локация не изменилась. В проекции на современный Омск аэродром находился где-то между 1-й и 2-й Транспортными улицами.

Скриншот карты с сайта etomesto.com

И всё же именно аэростанция, расположившаяся в здании бывшей конторы паровой мельницы купца Емельянова, считается формально первым омским аэропортом. Он имел собственное здание и взлëтно-посадочную полосу.

Фото 1979–1982 гг.

Источник: pastvu.com

Совсем недавно здание было окончательно снесено. В последние годы оно пришло в запустение: здесь квартировали бомжи, а после пожара от здания аэростанции остались лишь обгорелые головешки.

Фото: Юлия Майстренко

Спустя три года, в 1932 году, на противоположной стороне современной улицы Авиационной открылось здание аэровокзала. Оказалось, что Омск — удобный перевалочный пункт: например, самолёты, летевшие из Москвы в Новосибирск, приземлялись в нашем городе на дозаправку.

Кстати, суммарное время полёта занимало 17 часов без учёта остановки в Омске. Современные воздушные суда преодолевают этот путь примерно в пять раз быстрее.

Фото 1932–1939 гг.

Источник: pastvu.com

В 1936 году на ВПП (взлётно-посадочную полосу — прим. ред.), расположенную прямо на нынешней улице Транссибирской (по которой чаще всего ездят в современный аэропорт), приземлился самолёт АНТ-25 героев Советского Союза Чкалова, Байдукова и Белякова. Истории они известны как авторы беспосадочного перелёта в 9 374 километра.

Рекорды полёта в ту пору, впрочем, ставились часто. Два года спустя американский миллионер Говард Хьюз всего за трое суток облетел Землю. Одной из остановок, между Москвой и Якутском, стал Омск. Правда, говорят, стоянка вышла недолгой — всего четыре часа. А качество омского бензина оставляло желать лучшего. Да и вообще к Советскому Союзу Хьюз особенно не радел.

Фото: pastvu.com

В 1958 году воздушная гавань снова переехала — совсем недалеко, в новое здание, венчающее собой улицу, которая теперь называлась Авиационной.

Кстати, а почему и этот аэропорт, и аэровокзал, и аэростанция 1929 года находились примерно в одном и том же месте? Оказывается, около мельницы купца Емельянова фактически заканчивался город Кировск-Омский — один из спутников Омска. Говоря современным языком, здесь пролегала граница Старого Кировска.

Омск же находился по другую сторону Иртыша. Летом попасть туда можно было на пароме (он располагался там, где теперь стоит Ленинградский мост), а зимой — прямо по льду Иртыша. Это теперь аэропорт находится в нескольких минутах езды от центра, а тогда это была фактически загородная территория.

Любопытно, что здание построили по типовому проекту. Подобные аэровокзалы до сих пор можно найти в некоторых городах России.

Фото 1957 года, источник: pastvu.com

Этот аэропорт в статусе главного просуществовал всего тринадцать лет, зато успел принять немало высокопоставленных гостей: делегацию канадских коммунистов, Хо Ши Мина, Иосипа Броз Тито, Валентину Терешкову… Даже Юрий Гагарин здесь успел побывать — правда, совсем недолго.

Здесь же впервые в Омске сел реактивный «ТУ-104». Путь из Москвы занял три часа — как сильно сократилось время полёта в сравнении с самыми первыми рейсами!

Валентина Терешкова в Омске. Фото 1965 года.

Источник: pastvu.com

А потом городские власти решили разделить воздушные ворота для местных самолётов и крупных рейсов. Так красивое здание, построенное по типовому проекту, стало известно как аэропорт МВЛ — «местных воздушных линий».

В этом статусе он просуществовал более 20 лет. В девяностые здесь был рынок, затем какое-то время аэропорт простоял заброшенным, а новую жизнь здание обрело в 2015 году, когда здесь открылась спортивная школа по боксу.

Фото: Юлия Майстренко

Четвёртый по счету омский аэропорт (до этого были, мы помним, аэростанция, аэровокзал и аэропорт МВЛ) открылся в 1970 году в двух километрах от своего предшественника. К моменту развала СССР он принимал до ста рейсов в сутки.

Вид со стороны ВПП. Фото 1978–1979 гг.

Источник: pastvu.com

Теперь же аэропорт Омск-Центральный имени Д. М. Карбышева принимает в несколько раз меньше самолётов, зато по-прежнему уникален: настолько близких к центру города воздушных ворот нет ни в одном крупном мегаполисе России.

Фото: Юлия Майстренко

Случится ли когда-нибудь переезд в пятый по счёту омский аэропорт, который уже более 30 лет строят в Фёдоровке? Неизвестно. В любом случае, узнать это получится не раньше 2028 года. Весной мы съездили туда, чтобы узнать, как к последним новостям относятся жители деревни Фёдоровка, которая находится в нескольких километрах от знаменитого недостроя.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter