На днях глава дептранса Вадим Кормилец рассказал, что мэрия будет убирать наличку из общественного транспорта. Не завтра, конечно, и даже не на этой неделе. По этой теме сделали рабочую группу, заседают, всё такое. Но заседают в конкретном, совершенно понятном направлении. Проезд за наличные когда-нибудь ликвидируют.
Но что придёт ему на замену? Давайте попробуем предположить, как будет выглядеть этот счастливый мир будущего без налички. Там наверняка будет какая-то интересная система, нельзя же просто заставить всех ездить только по карточкам.
Или можно?
Это выглядит как самая простая идея: тупо запретить платежи наличными. Оставить банковские карты и «Омку», пускай все по ним ездят. При этом, что интересно, «Омку» при желании можно купить за обычные деньги, а потом ими же пополнить. Единственная сложность — ближайшая точка пополнения может оказаться в нескольких остановках. С другой стороны, есть же онлайн-сервисы пополнения.
Но есть проблема посерьёзнее: а как быть человеку, который остался без карточек? Ну там украли, потерял, по идейным причинам не заводишь? У такого человека просто не будет возможности оплатить разовую поездку.
Кроме того, «Омка» стоит пусть небольших, но денег. А омичи очень не любят, когда им навязывают покупку — и в этом совершенно правы. Эту проблему можно решить, раздав всем омичам по бесплатной карте. В Париже, например, когда меняли систему, так и сделали. Покупаешь билет в автомате — а он вместо билета выдаёт тебе бесплатную карту и говорит: «На, пользуйся». Правда, там бюджеты другие были…
Но есть и бюджетный вариант!
|
---|
Компостеры. Идея в том, что ты покупаешь одноразовый билет или два, или десять, или сто. Потом, когда нужно ехать, просто активируешь его внутри автобуса.
Плюс системы в том, что её очень легко сделать. Да, «билет» может быть одноразовой электронной карточкой, а компостер — сложным и дорогим валидатором, как в Москве, например. На это совсем не обязательно: в том же Будапеште до прошлого года работали совершенно физические компостеры. Вставляешь туда обычный бумажный билет, ставишь штамп — и готово. Причём автомат по продаже вполне может принимать и наличку, давайте не будем притеснять омичей, которые её любят.
Единственная особенность — такие автоматы должны быть если не на каждой остановке, то точно на каждой крупной. Их нужно обслуживать, ремонтировать… В позапрошлом году Будапешт начал потихоньку переходить с бумажных билетиков на приложение для смартфона. Как говорится, угадайте почему.
Есть и более экзотические варианты
Например, в Белграде проезд в общественном транспорте оплачивается только телефоном. Нет-нет, никаких модных NFC-чипов, и даже не какой-нибудь QR-код, который нужно сканировать. Пассажир отправляет СМС на специальный номер, написанный внутри каждого автобуса, и в ответ получает сообщение с кодом, который можно предъявить контролёру.
СМС платная, конечно, так что на балансе телефона всегда нужно иметь достаточно денег. Да и не очень это удобно, каждый раз заходить в сообщения, отправлять… зато универсально. И, опять же, никого не притесняет: даже смартфона не нужно, хватит кнопочной «звонилки».
|
---|
И, наконец, единственный вариант, который точно вам понравится
Омичи не смогут платить за проезд наличкой, если ты… отменишь плату за проезд как таковую. Как в Таллине, в котором уже 10 лет общественный транспорт бесплатен для всех жителей.
Приезжие при этом за проезд платят, и сделано это не случайно. Одна из целей системы — убедить людей официально переселяться в Таллин, чтобы увеличить количество жителей и налогоплательщиков.
Так что такое решение могло бы помочь Омску не вылететь из числа городов-миллионников... Но сумму, которую за это придётся заплатить, даже представить себе страшно.
А вам какой вариант кажется самым удобным? Высказать своё мнение можно в нашей группе в ВК.