om1.ru
Мэрия хочет убрать наличку из общественного транспорта. Но как, Холмс? Дискуссия о переводе проезда на «безнал» ставит несколько интересных вопросов. Попробуем в них разобраться.

Мэрия хочет убрать наличку из общественного транспорта. Но как, Холмс?

Дискуссия о переводе проезда на «безнал» ставит несколько интересных вопросов. Попробуем в них разобраться.
31 января 2024, 09:00
Блоги

Мэрия хочет убрать наличку из общественного транспорта. Но как, Холмс?
 
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
Об авторе:
Александр Зуев
журналист, путешественник

На днях глава дептранса Вадим Кормилец рассказал, что мэрия будет убирать наличку из общественного транспорта. Не завтра, конечно, и даже не на этой неделе. По этой теме сделали рабочую группу, заседают, всё такое. Но заседают в конкретном, совершенно понятном направлении. Проезд за наличные когда-нибудь ликвидируют.

Но что придёт ему на замену? Давайте попробуем предположить, как будет выглядеть этот счастливый мир будущего без налички. Там наверняка будет какая-то интересная система, нельзя же просто заставить всех ездить только по карточкам.

Или можно?

Это выглядит как самая простая идея: тупо запретить платежи наличными. Оставить банковские карты и «Омку», пускай все по ним ездят. При этом, что интересно, «Омку» при желании можно купить за обычные деньги, а потом ими же пополнить. Единственная сложность — ближайшая точка пополнения может оказаться в нескольких остановках. С другой стороны, есть же онлайн-сервисы пополнения.

Но есть проблема посерьёзнее: а как быть человеку, который остался без карточек? Ну там украли, потерял, по идейным причинам не заводишь? У такого человека просто не будет возможности оплатить разовую поездку.

Кроме того, «Омка» стоит пусть небольших, но денег. А омичи очень не любят, когда им навязывают покупку — и в этом совершенно правы. Эту проблему можно решить, раздав всем омичам по бесплатной карте. В Париже, например, когда меняли систему, так и сделали. Покупаешь билет в автомате — а он вместо билета выдаёт тебе бесплатную карту и говорит: «На, пользуйся». Правда, там бюджеты другие были…

Но есть и бюджетный вариант!

Компостеры. Идея в том, что ты покупаешь одноразовый билет или два, или десять, или сто. Потом, когда нужно ехать, просто активируешь его внутри автобуса.

Плюс системы в том, что её очень легко сделать. Да, «билет» может быть одноразовой электронной карточкой, а компостер — сложным и дорогим валидатором, как в Москве, например. На это совсем не обязательно: в том же Будапеште до прошлого года работали совершенно физические компостеры. Вставляешь туда обычный бумажный билет, ставишь штамп — и готово. Причём автомат по продаже вполне может принимать и наличку, давайте не будем притеснять омичей, которые её любят.

Единственная особенность — такие автоматы должны быть если не на каждой остановке, то точно на каждой крупной. Их нужно обслуживать, ремонтировать… В позапрошлом году Будапешт начал потихоньку переходить с бумажных билетиков на приложение для смартфона. Как говорится, угадайте почему.

Есть и более экзотические варианты

Например, в Белграде проезд в общественном транспорте оплачивается только телефоном. Нет-нет, никаких модных NFC-чипов, и даже не какой-нибудь QR-код, который нужно сканировать. Пассажир отправляет СМС на специальный номер, написанный внутри каждого автобуса, и в ответ получает сообщение с кодом, который можно предъявить контролёру.

СМС платная, конечно, так что на балансе телефона всегда нужно иметь достаточно денег. Да и не очень это удобно, каждый раз заходить в сообщения, отправлять… зато универсально. И, опять же, никого не притесняет: даже смартфона не нужно, хватит кнопочной «звонилки».

И, наконец, единственный вариант, который точно вам понравится

Омичи не смогут платить за проезд наличкой, если ты… отменишь плату за проезд как таковую. Как в Таллине, в котором уже 10 лет общественный транспорт бесплатен для всех жителей.

Приезжие при этом за проезд платят, и сделано это не случайно. Одна из целей системы — убедить людей официально переселяться в Таллин, чтобы увеличить количество жителей и налогоплательщиков.

Так что такое решение могло бы помочь Омску не вылететь из числа городов-миллионников... Но сумму, которую за это придётся заплатить, даже представить себе страшно.

А вам какой вариант кажется самым удобным? Высказать своё мнение можно в нашей группе в ВК.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter