Строительство в Омске крематория — тема давняя, которая время от времени всплывает в СМИ. Впервые о нём заговорили ещё десять лет назад, но, кажется, уже в новом году разговоры перейдут в дело — в городе и области запланировано открытие сразу трёх мест, где можно будет за определённую сумму кремировать умершего человека.
Но не все этому рады.
Несколько дней назад в редакцию Om1.ru написала жительница Старого Кировска Наталья. По её словам, в районе Ново-Кировского кладбища началась загадочная стройка, после чего женщина забила тревогу.
— На территории у Ново-Кировского кладбища началось строительство, — пишет она. — Рабочие копают котлован, но что они строят — сами не знают. Если речь о расширении кладбища, то зачем такой огромный котлован? А если будет крематорий, то почему его строительство не согласовали с жителями?
Наталья уверена: строительство крематория окончательно ухудшит экологическую ситуацию в окру́ге.
— В черте города строить крематорий просто нельзя! — считает она. — Рядом — район Новостройки, жилые дома, под землёй идут трубы центрального водоснабжения. И как пить эту воду, если трубы будут идти по участку с покойниками? А если авария? А дышать отходами производства этого крематория — это вообще что?!
Так, давайте разбираться.
То густо, то пусто
Пожалуй, проект городского крематория можно причислить к омским долгостроям. С 2013 года, когда власть впервые заговорила о необходимости объекта, в Омске и вокруг него предлагалось множество различных вариантов:
- 2013-2014 гг.: компания «Норд Роад» запросила у мэрии участок земли для строительства крематория и дома траурных обрядов. Локация — рядом с Ново-Южным кладбищем, которое находится на Черлакском тракте. Сроком открытия назывался 2017 год, но проект быстро заглох;
- 2016 год: компания с говорящим названием «Живые» собиралась открыть крематорий на Западном кладбище, между Ясной Поляной и 3-й Казахстанской улицей, и даже привлекла иногороднего инвестора. Но здесь взбунтовались дольщики нового микрорайона и «Комбинат специальных услуг», и проект был свёрнут.
- 2018 год: большим протестом, и тоже от местных жителей, закончились планы по строительству крематория в селе Новотроицкое Омского района. Рядом находится мусорный полигон, и селяне серьёзно опасались за своё здоровье.
- 2019 год: предприниматель Артём Николаев собирался построить крематорий на Юго-Восточном кладбище за селом Морозовка. Но ему сперва помешал ковид, а затем строительство и вовсе «зависло» по неизвестным причинам.
- 2020-2021 гг.: и снова вспомнили про территорию между Ясной Поляной и 3-й Казахстанской. На этот раз тендер на крематорий выиграло ООО «Феникс» из Екатеринбурга, однако строительство остановилось после того, как застройщик не получил разрешительные документы от городских властей. Договор аренды заканчивается в этом году, и что будет дальше, никто не знает.
- 2021 год: в проект Нового Западного кладбища в районе Новостройки в Старом Кировске поначалу планировалось включить крематорий, но о нём быстро забыли. Число мест под захоронения тоже в процессе сократилось — с 7 710 до 3 725, зато строительство продолжается. Что ж, наша читательница Наталья может быть спокойна — никто травить её не собирается.
- 2022 год: администрация Омского района дала в аренду до 2025 года московской компании «Помощь» участок в Надеждинском сельском поселении. Представители компании утверждают: теперь всё серьёзно. Очень хочется верить.
- 2023 год: омская компания «Регионпиво», одним из руководителей которой является Виктор Шкуренко, построила и открыла крематорий. Но не в Омске, а в Ростове-на-Дону. Оказывается, найти подходящее место под столь важное сооружение не так уж и просто.
|
---|
Фото: Денис Некрасов |
Из множества вариантов за всё время сейчас актуальны только два: один — в Надеждино, другой — на кладбище у Ясной Поляны, пусть там на данный момент ничего и не понятно. Ну а пока, если омич захочет превратить в прах тело близкого человека, ему придётся ехать в Новосибирск. Там работают сразу два крематория: частный и муниципальный.
|
---|
А вот так примерно выглядит карта всех попыток за последние десять лет открыть в Омске крематорий. Красные точки — неудавшиеся проекты, зелёная — единственный пока ещё строящийся объект в Надеждино. Жёлтым мы отметили неопределённое состояние территории на Западном кладбище около Ясной Поляны. Скриншот: «ДубльГИС» |
Зачем вообще городу крематорий?
|
---|
На данный момент на территории Омска и его окраин находится более десятка кладбищ. Вот только самые известные из них:
- Ново-Троицкое кладбище;
- Ново-Кировское кладбище;
- Еврейское кладбище;
- Ново-Южное кладбище;
- Старо-Северное кладбище;
- Ново-Восточное кладбище;
- Старо-Восточное кладбище и другие.
Мест не хватает катастрофически — возможно, вы помните подобные новости из эпохи ковида, однако эта проблема поднималась и до неё. Осваиваются новые территории, но этого тоже мало: новое Западное кладбище, которое должно открыться в следующем году рядом с Ново-Кировским, рассчитано всего на 3 725 захоронений. Примерно столько же (а то и больше) составляет годовая «мощность» крематория — при условии, что в день будет сжигаться хотя бы 10-15 трупов в день.
Помимо экономии площадей, крематории имеют ещё несколько важных плюсов. О них мы рассказывали ещё в 2020 году — по ссылке ниже можете о них прочитать:
А есть ли минусы? Например, оправдан ли страх людьми выбросов?
Выбросы от кремации, безусловно, есть. Но…
— …Благодаря системе фильтрации — так называемым «лёгким» крематория — выхлопы от кремационной печи меньше, чем от гипотетических «Жигулей», — рассказывал сайту NGS директор Новосибирского крематория Борис Якушин. — Автомобиль в плане влияния на окружающую среду более опасен.
Большую роль играет температура сжигания тела. При кремации нагрев в печи достигает 1 100 °С, но не сразу. Так, действительно в атмосферу могут попасть лишние продукты горения. Поэтому сперва гроб с телом нагревают до 900-1000 °С — при этой температуре выжигаются газы потенциально вредных элементов, а уже потом печь разогревают до более высоких температур. Полный процесс кремации занимает более часа.
|
---|
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky |
В атмосферу из трубы крематория попадают углекислый газ, диоксид азота и сажа. Другое дело, что объëм энергии, который необходим для разогрева печи, вредит природе куда сильнее. Впрочем, тех, кто будет жить рядом с крематорием, это, скорее всего, никак не заденет.
А вот на что стоит обратить внимание, так это на дистанцию санитарной зоны между крематорием и жилыми домами. Согласно СанПиНу, крематорий с одной печью относится к предприятиям 2-го класса опасности, следовательно, минимальное расстояние должно составлять 500 метров. Однако, если появится зал прощания, то это значение увеличится вдвое — до 1 километра.
Каким точно будет первый омский крематорий, мы пока не знаем, но будем надеяться, что всë будет соответствовать санитарным нормам.
Значит, страх вокруг крематориев преувеличен?
Скорее да, чем нет. По крайней мере те, кто живут рядом с новосибирским крематорием, к ритуальщикам претензий не имеют.
— Часто езжу мимо крематория. Испытываю ли какие-то эмоции? Особенно ничего нет. Таков уж круговорот: по соседству родился, по соседству утилизировался, — рассказал нашим коллегам из новосибирской редакции житель села Каменка Иван Колесников.
В общем, не стоит переживать, что крематорий кардинально навредит жизни омичей. А вот проблему перегрузки кладбищ решить ему точно удастся.