Начался новый учебный год. К концу августа в омские школы требовалось 703 учителя и еще около трехсот в области, итого около 1000 специалистов. Разница с прошлым годом небольшая — 1150 вакансии, из них в Омске — 580.
При этом тенденция по нагрузке сохраняется. Учителя в городе работают за двоих (две ставки на специалиста), в области почти за двоих (чуть меньше 2 ставок).
Всего в регионе сегодня работает чуть более 13 600 учителей, из них около 4 тысяч (примерно 30%) — пенсионного или предпенсионного возраста с учётом повышения планки выхода на пенсию. Доля учителей моложе 35 лет в районе 20–25%. Реально не хватает около 5–6 тысяч учителей.
И что будем делать, когда заслуженные ветераны уйдут на пенсию?
При сохранении тенденции мы теряем качество школьного образования, потому что люди, которые преподают за двоих, думают не о том, как сделать урок лучше и интересней, а как пережить день, когда у тебя 10 уроков. Более того, дети попадают в неравные образовательные условия и не могут по всей стране получать образование хотя бы примерно равного качества. Поэтому объявленный «Золотой стандарт» образования выглядит как благое пожелание, а не реальность. Могу сказать, что в Омске ситуация ещё не самая печальная.
И что же было сделано для решение насущных проблем в Год педагога и наставника? В сущности, ничего. А, жаль…
Мы подходим к моменту, когда даже ключевой вопрос образования — заработная плата педагогов — не будет решением. То есть банальное повышение доходов учителей не решит проблему и не повысит принципиально качество и доступность школьного образования.