Еще в октябре прошлого года руководитель проекта по строительству Омского метрополитена Владимир Плеханов уверенно рапортовал о том, что в юбилейном 2016-м омичи обязательно прокатятся на метро: «Какого-либо очевидного отставания и срывов нет. Фронты на всех участках подготовлены, мы нацелены на 2016 год, и других целей у нас нет».
Господин Плеханов также подтвердил, что «первый пусковой участок омской подземки будет включать в себя пять станций («Библиотека им. Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная», «ул. Рокоссовского») и локомотивное депо». Однако буквально через месяц омский губернатор Виктор Назаров на заседании Оргкомитета по подготовке 300-летия Омска, посетовав на недостаточное финансирование из федеральной казны, впервые заявил о планах по удешевлению проекта за счет отказа от глубинного метро в пользу наземного скоростного трамвая.
Профильные ведомства омского облправительства пару недель назад косвенно подтвердили, что метро в Омске будет переформатировано в «метротрам». А на этой неделе новый подход был окончательно и бесповоротно закреплен рядом публичных высказываний и пресс-конференцией руководителя регионального минтранса Олега Илюшина. Главным аргументом властей стало удешевление проекта с 24 до10 млрд рублей.
Впрочем, окончательный вердикт будет вынесен после госэкспертизы проекта омского метро в Москве. Этим сейчас озадачен пока еще генподрядчик НПО «Мостовик». Однако уже прозвучала мысль, что проект «метротрама» сыроват и не подвергся пытливому изучению специалистов-профессионалов. Поэтому в конце марта в Омске ожидается приезд знаменитого проектировщика Вукана Вучика, который даст свои рекомендации. Сейчас областные власти ищут инвесторов и работают с банками, согласовывая выделение недостающих средств на скоростной трамвай. А генподрядчика проекта выберут на торгах.
Почему «омское метро» меняют на «скоростной трамвай»?
- Возможно, причины кроются в необходимости удешевить проект омского метрополитена;
- Может быть, причина в том, что со сменой концепции метро появится возможность сменить генподрядчика проекта;
- Возможно, власти хотят выполнить обещание и порадовать омичей хоть каким-то «смешанным» участком метро к 300-летию Омска;
- А может быть, с помощью «обсуждений», новых наработок и новой концепции кто-то хочет максимально увеличить «непроизводственные» расходы на метро.
Альберт Каримов, бывший главный архитектор Омска:
— Без глубинного метро Омску не удастся решить главные проблемы — транспортный коллапс и развитие окраин. Не было ни одного профессионального обсуждения проекта скрещивания метро со скоростным трамваем. Можно, конечно, взять за основу мнения блогеров и варягов, но каков от этого будет эффект?! Лично я сомневаюсь в жизнеспособности возможных решений. Не зная местную специфику, не ориентируясь на перспективу развития Омска, глупо рассчитывать на позитивный результат. Но суррогат, видимость решения проблемы всегда дешевле. В нашем городе горлопаны похоронили уже не один важный проект — метро, мусоросжигательный завод, завод офсетных красок, главный канализационный коллектор. Все «ушло» к соседям!
Сергей Костарев, общественник:
— Я не один раз принимал участие в обсуждении проекта скоростного трамвая с заинтересованными сторонами. Я поддерживаю это направление. Есть некие проблемы со структурой путей, но проект может быть хорошим и относительно недорогим.
Михаил Мельников, экс-начальник отдела Омской дирекции строящегося метрополитена:
— В 30-е годы Омск получил Генплан с урезанной вдвое шириной улиц. Мы были обречены строить метро. Уже тогда! Но «зеленые» и «демократы» заволокитили вопрос и в 70-е, и в 80-е, и по сей день. В итоге «дискуссий» у нас нет ни города-сада, ни метро. А главная причина банальна — нет лидера, у которого была бы политическая воля, полномочия, возможности, ответственность перед будущими поколениями омичей. Есть решения, которые не актуальны сегодня, но без которых невозможно развитие завтра.
Представитель общественного движения «За трамвай»:
— Готов ли кто-либо из вас ждать 20–30 лет до появления метро в вашем районе? Ведь метрополитеном можно и не успеть воспользоваться при жизни! В то же время сеть трамвая или скоростного трамвая, которая обеспечит комфорт не хуже, чем метрополитен, может быть развернута за три года и меньше, да и по стоимости будет в 10–15 раз дешевле!
Владимир Плеханов, руководитель проекта по строительству Омского метрополитена:
— Комментировать ситуацию не уполномочен. На это есть вышестоящие структуры и люди.
Олег Осинский, директор департамента транспорта мэрии Омска:
— Как идея получить результат быстро и недорого, «скоростное трамвайное метро» имеет место быть. Почему нет?! Но насколько это реализуемо, я не берусь судить. Я — перевозчик. Можно ли объединить «Волгу» и Мерседес»?! Наверное, можно, но пусть над этим голову ломают профессионалы: инженеры, трамвайщики и метрополитенщики. Для этого есть нормативы, допуски, ГОСТы, градостроительные параметры. По-видимому, это не вопрос одного дня и даже года. Насколько я знаю, приглашенные французские специалисты так и не пришли к конечному мнению — уехали думать.