om1.ru
Катерина, медведь и скоморохи: чем удивила театралов омская «Гроза»? В Омске состоялась премьера «Гроза» по пьесе Александра Островского (16+). В этом году исполняется 200 лет со дня рождения писателя, которого называют «русским Шекспиром».

Катерина, медведь и скоморохи: чем удивила театралов омская «Гроза»?

В Омске состоялась премьера «Гроза» по пьесе Александра Островского (16+). В этом году исполняется 200 лет со дня рождения писателя, которого называют «русским Шекспиром».
15 июня 2023, 16:15

Катерина, медведь и скоморохи: чем удивила театралов омская «Гроза»?
Фото: Андрей Кудрявцев

«Грозу» в Омской драме поставила московская режиссёр Галина Зальцман. В 2021 году она удостоилась премии «Золотая маска» в номинации «За точность художественных средств и ясность театрального высказывания» в спектакле «Я нанял убийцу» Шарыповского драматического театра.

Внимание публики новый спектакль Омской драмы привлёк уже своей афишей. Жанр постановки по классической драме был обозначен как «сказочка». В анонсе режиссёр пояснила: всё, что происходит на сцене, — это воспоминания, болезненный морок Катерины перед тем, как она бросится в бездну. В этом мороке появляется медведь и хор-скоморохов, «который является проводником истории, именно он ведёт Катерину, пересобирая события последних двух недель её жизни, от финала к финалу, сквозь сгущающуюся тьму».

Уже на премьере зрителя ждали и другие сюрпризы — так, вместо традиционных трех звонков в зал их зазывали раскаты грома.

Композитор спектакля Ванечка («Оркестр приватного танца») рассказал, что за грозами он с режиссёром «ездили в институт изучения звуков в Москве и слушали громы различных территорий нашей страны».

«В спектакле звучат шесть специально записанных громов. Звук грозы вместо звонков — это моя идея, иначе театр превращается в официоз, а этого не должно быть», — считает он.

Омская постановка идёт на камерной сцене, что достаточно нетипично для этого произведения. Большую часть сцены занимают декорации — мостки на реке и стена из состаренных кривых зеркал, которые символизируют то ли тучи, то ли искажённое восприятие действительности Катериной перед трагической гибелью.

Как объяснила режиссёр Галины Зальцман после премьеры, в спектакле всё ограничено историей Катерины, поэтому пьесу сократили до главного сюжета и шести основных персонажей, пространство также сделали ограниченным, таким, которое главная героиня может охватить. По сути, она является его творцом.

«Мы с художницей Лилией Хисматуллиной придумали такое пространство: возможно, это была когда-то церковь, сейчас её побелили, и теперь это может быть склад или ангар. Это воспоминание Катерины, что есть какое-то замкнутое пространство, которое переплетается с её замкнутой жизнью», — рассказала Галина.

Сюжет постановки закольцован: в самом начале действия Катерина находится в той последней точке, где она в финале сбросится с обрыва.

«И она пытается вспомнить, что это было, где она оступилась, где была точка невозврата. Она же светлый человек и верит в Бога, а тут она чувствует, что хаос её забирает и она не может противостоять. С другой стороны, любовь, хоть она и хаос, но даётся нам не просто так. Она от Бога. Однако нам, потерявшим рай когда-то давным-давно, очень сложно понять подарок в виде такой любви, которая может быть послана нам после того, как мы в земном законе обрели спутника. Получается, что земному закону мы изменяем, а Божественному — нет»,  — рассуждает режиссёр.

Почему вы определили жанр спектакля как «сказочка»?

«Мне показалось, что морок, который на Катерину нападает, её мысли — языческие. Вообще язычество имеет сказочную форму, поэтому эти языческие мысли в сказочной форме и приходят. И медведь приходит, так как он классический образ жениха в русском фольклоре. Правда, в христианстве есть одна из ветвей, которая считает, что разные животные — это и есть Христос, в том числе медведь. Ещё неизвестно, кто её манит — ей кажется, что ад, но на самом деле — кто что увидит».

Сцена любви Катерины с Борисом довольно откровенна. Как вы настроили актеров?

«У нас сплошные семейные пары. Так получилось, что Катерина и Борис, в жизни Наталья и Игорь, они семейная пара, можно было и откровеннее сыграть». (Смеётся).

Ваша Кабаниха (Ирина Герасимова — прим. ред.) получилась необычной, очень симпатичной…

«Через неё проходит сюжет навязывания закона. Она его чтит, хранит и насаждает. Такая мягкая сила, внешне очень ласковая подача, за которой стоит абсолютное зло, немилосердие. На этом стыке рождается довольно страшный образ. Милая, ласковая внешне, но то, что она говорит и делает, страшно».

По мнению первых зрителей, одной из самых запоминающихся сцен в спектакле стала сцена наказания Кабанихой своей дочери Варвары (Ольга Беликова — прим. ред.), когда она выпорола её ремнём. В этой сцене зрителю передаётся боль и унижение Варвары, а также безжалостность внешне симпатичной Кабанихи, она задевает за живое.

В одной из сцен Савел Дикой (Михаил Окунев) садится на ручки к Кабанихе. Кто придумал этот момент?

«Мы вместе сочиняли. В тексте есть подсказка: «ты одна в городе можешь меня разговорить». У неё есть прихват, способ, которым можно разговорить. Он ходит к женщине 40 лет, с которой когда-то могли быть отношения. Ведь не зря он к ней ходит ночами, когда хмельной. Она знает к нему подход».

Как вы подбирали актеров?

«В этот театр я уже приезжала и знаю актёрский состав, видела спектакли. Мы с Геогргием Зурабовичем (Цхвирава, главный режиссер Омского государственного академического театра драмы — прим. ред.) обсуждали, выбирали артистов. Мне кажется, мы не ошиблись с выбором, команда отвечает той «Грозе», о которой мы думали».

Отметим, что в новой «Грозе» заняты Михаил Окунев (Савел Прокофьевич Дикой), Игорь Костин (Борис Григорьевич, племянник его), Ирина Герасимова (Марфа Игнатьевна Кабанова), Ольга Беликова (Варвара Кабанова, её дочь), Наталия Запивохина (Катерина), Артём Ильин (Тихон Иваныч Кабанов, её муж).

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter