Уберечь ранимые детские души от вредной информации – под таким благим лозунгом полтора года назад появился Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Но пока новый закон вызывает множество споров и раздражение в обществе.
Вспомним хотя бы недавний скандал в Библиотеке им. Пушкина в Омске, когда сотрудники учреждения отказались выдать 16-летним школьницам книгу «Финансист» Теодора Драйзера, объясняя это тем, что они еще до нее не доросли. Возможно, инцидент остался бы незамеченным, если бы информация мгновенно не попала в «Твиттер». Историю подхватили федеральные СМИ, которые припомнили подобный случай в Ставропольском крае, где местная прокуратура потребовала изъять из школьных библиотек книги Набокова и Есенина как «несовместимые с задачами образовательного процесса».
Директор «Пушкинки» Александр Ремизов считает ситуацию не скандалом, а четким исполнением законодательства. По этому «детскому закону», как его уже окрестили в СМИ, за содержанием книг, изданных после 1 сентября 2012 года, должны следить издательства и предупреждать детей и родителей, если они содержат вредную информацию. Но проблема в том, что большинство книг были выпущены до этой даты, и в этом случае вся ответственность лежит на каждой конкретной библиотеке.
Александр Ремизов, директор библиотеки им. Пушкина А.С:
- Мы создали комиссию профессиональных филологов. Они, руководствуясь рекомендациями российской ассоциации библиотек, присваивают книгам категории «6+», «12+», «16+» и «18+». Правда, к произведению Теодора Драйзера «Финансист» мои коллеги отношения не имеют. Возрастное ограничение «18+» на нем поставил издатель, а мы лишь присвоили такой же индекс всем аналогичным книгам, вышедшим в свет ранее. И на этом основании отказали подросткам в чтении данного произведения.
Ремизов заявил, что если бы сотрудница «Пушкинки» все же отдала юной читательнице злополучного «Финансиста», ее бы привлекли к административной ответственности.
В свою очередь профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, филолог Николай Мисюров назвал ситуацию в «Пушкинке» кризисом в мозгах:
- Если история действительно имела место быть, то иначе, как проявлением кризиса в мозгах я ее не могу назвать. Если еще как-то можно было бы объяснить отказ сотрудников библиотеки выдать 16-летним подросткам романы Маркиза де Сада, комедии Аристофана, то как под тем же соусом под запретом оказался Теодор Драйзер, понять сложно.
Его поддерживает руководитель международного социального информационно-просветительского проекта ОмГПУ «Современный русский» Тамара Скок:
- Я считаю, что художественная литература, если она в самом деле художественная, не может причинить детям никакого вреда. Может быть, тем, кто пишет законы и школьные программы, стоит поближе познакомиться с литературой.
Кроме того, эксперты призывают внимательно прочитать «детский закон», где сказано, что под его действие не попадает «информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». Однако, как выяснилось, критериев, по которым можно определить художественную или культурную ценность той или иной информации, книги, предмета, пока не существует.
- К сожалению, эти критерии достаточно размыты, – объяснил Ремизов. – Еще одна проблема – отсутствие грамотных специалистов, способных отделить «зерна от плевел». Ведь практика лицензирования в эту сферу еще не внесена.
После разразившегося скандала комиссию, которая «будет отделять зерна от плевел» в регионе создает министерство образования по Омской области. В настоящее время эта идея пока витает в воздухе.
А пока в жернова нового закона попадают литературные произведения, которые ранее входили в школьную программу, а также любимые советскими детьми мультфильмы. Вспомним хотя бы запрет к показу мультфильма «Ну, погоди!» до 23.00, в котором «специалисты» увидели моменты, вредные для юных зрителей. Теперь вслед за мультфильмами и книгами чиновники могут убрать подальше от юных глаз и произведения искусства в музеях. До 2015 года Роскомнадзор планирует разработать методические рекомендации по экспонированию произведений искусства с учетом возрастной маркировки. После этого будет издана монография под названием «Осторожно! Искусство!». Объем труда может составить 800 тысяч знаков.
Текст: Вероника Синицкая