om1.ru
Жизнь без Ленинградского моста: как омичи выживали большую часть истории Ленинградский мост был необходим Омску ещё в конце XIX века, но был построен только после Второй мировой войны. Уже на протяжении более 60 лет он является важнейшей для города артерией, соединяющей два берега Иртыша.

Жизнь без Ленинградского моста: как омичи выживали большую часть истории

Ленинградский мост был необходим Омску ещё в конце XIX века, но был построен только после Второй мировой войны. Уже на протяжении более 60 лет он является важнейшей для города артерией, соединяющей два берега Иртыша.

Жизнь без Ленинградского моста: как омичи выживали большую часть истории
Фото: Om1.ru. Ленинградский мост.

В конце прошлого года в департаменте строительства мэрии Омска сообщили о начале капитального ремонта Ленинградского моста, первого коммунального моста через Иртыш в городе. В связи с этим движение по мосту будет частично перекрыто уже с 15 февраля 2023 года.

На время ремонта омичи будут ездить только по половине от всей ширины проезжей части. Перекрывать мост будут в два этапа: сначала правую сторону дороги (из центра на Левобережье), затем левую (из Левобережья в центр). Ограничения продлятся до 31 мая 2024 года.

Мост является важнейшей дорогой, связывающий два берега города. В социальных сетях с трепетом и опаской ждут перекрытие в ожидании серьёзных пробок. А как жили люди, когда его вообще не было? Расскажем в нашем материале.

Летом — на пароме, зимой — по льду

Первая переправа на Левый берег находилась недалеко от Омской крепости. Сначала людей и груз перевозили лодки, потом использовали лошадей, которые двигались по кругу по палубе и приводили в действие колёса с лопатками по обоим бортам парома.

В 1896 году в Омске появился железнодорожный мост, по обеим сторонам реки были созданы временные станции для более удобного переезда.

Первым о необходимости коммунального моста через Иртыш заговорил коннозаводчик и гласный городской думы Филипп Штумпф в 1910 году. Общество тепло приняло эту идею, но нашлись и спекулянты, которые использовали шум вокруг нового моста для более дорогой продажи земель на ещё мало обустроенном левому берегу Иртыша.

Дальше разговоров дело не зашло, но в том же году была организована новая паромная переправа, которая находилась на улице Перевозной, более известной сейчас как Масленникова.

Кочешев А.И. uploaded by alex_mistch

Источник: https://nevsepic.com.ua/nostalgiya/4534-starye-foto-gorodov-omsk-88-foto.html

До революции стоимость переправы для обычного человека стоила 2 копейки, лошади — 6, пролётки — 10, тарантаса — 20, кареты — 40, сноповязалок и молотилок — 50 копеек, автомобиля — 3 рубля. Ценник, мягко говоря, высокий. Для примера, в Омске того времени фунт мяса стоил 13 копеек, а средний заработок составлял 2 рубля в день.

Работа городского парохода «Фёдор» сильно зависела от погодных условий, поэтому Штумпф в 1915 снова напомнил о необходимости моста в Омске, но в планы вмешалась Первая мировая война.

 
Каждый день у переправы через Иртыш по обе стороны реки виднеется множество подвод. Проезжим приходится ждать больше часа, а иногда по двое суток и более. Как говорят, так бывает каждый день и так тянется из года в год. <…> Мост через Иртыш — это вопрос не только будущего, но и близкого настоящего, вернее сегодняшнего дня. И кто знает: не будет ли со временем заречная часть Омска самой красивой и натуральной частью города, его гордостью?
Из газеты «Рабочий путь» от 26 июня 1921 года.

В 1937 году в Омске появился наплавной мост в районе Порт-Артура. С восьми часов вечера и до утра его плавучая часть разводилась для проезда барж, зимой его разбирали, переправа осуществлялась по льду. В весенне-осенний период движение через Иртыш прерывалось. Тогда для перевозки грузов использовали железную дорогу.

Источник: http://omsk.land/history/na-krepkih-oporah-chast-2-mosty-cherez-irtysh/

Первый коммунальный мост через Иртыш

К идее серьёзного моста вернулись только в 50-е годы ХХ века. Принято решение возвести его на месте бывшей паромной переправы. В послевоенное время Омск начал активно расти и было принято решение развернуть город к реке. Тогда появилась идея застроить ныне известную Иртышскую набережную жилым массивом. Раньше это место использовалось как склад лесоперевалочной базы. На его месте намывали грунт, выравнивали и укрепляли площадку.

Проектировкой моста занялся инженер института «Лентранспроект» Богданов вместе с работниками Центрального научно-исследовательского института Министерства транспортного строительства.

Возведением занимался мостопоезд № 413, позже переименованный в мостоотряд-63, а сейчас известный как ЗАО «Омскстроймост». При строительстве моста впервые в истории СССР использовали технологию винтовых и буровых свай. Строительство началось в конце 1955 и закончено 6 ноября 1959 года.

Фото. Сергей Белозёров https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11580767

На сооружение Ленинградского моста было потрачено 50 млн рублей, уложено 14 тысяч кб. м. бетона, смонтировано 5,5 тысячи тонн металла и 2,2 тысячи м³ железобетона. Примечательно, что изначально предполагалась использование винтовых металлических и железобетонных свай с помощью кабестана. В ходе работ было выявлено, что этот метод был очень дорогостоящим, тогда строители решили использовать конструкцию буровой сваи с уширенным основанием. Уже вбитые винтовые сваи остались, а в оставшейся части использовались буровые сваи, что намного снизило стоимость строительства.

Козорез А.Д. uploaded by froged55

Козорез А.Д. uploaded by froged55

При сдаче были обнаружены нарушения конструкции, подрядчик несколько месяцев устранял неполадки, а в 1960 году были проведены масштабные испытания моста: на нём расположились десятки пассажирских автобусов на всей его протяжённости.

https://timyan-omsk.livejournal.com/15354.html

Из-за высокой пропускной способности было принято расширить улицу Масленникова. На углу съезда расположилось кафе «Ленинградское», а чуть дальше — Дворец бракосочетания и магазин «Радость», вывеска которого и сейчас позволяет омичам оказаться в том времени.

https://timyan-omsk.livejournal.com/15354.html

https://timyan-omsk.livejournal.com/15354.html

Помимо того, что мост закончил идею набережной города, он открыл новые и перспективные земли. На Левобережье, где тогда проходило Ленинградское шоссе, остался большой котлован после постройки моста. Землю оттуда использовали для насыпи. Со временем туда пришла вода из реки, а на искусственное озеро стали прилетать птицы. Так и появилась «Птичья гавань».

Своё название мост получил только в 1967 году, до этого ни один из омских мостов не имел названия.

Ленинградский мост

Возведение первого коммунального моста через Иртыш дало толчок в развитии Омску. Благодаря ему в городе стали осушать прибрежные болота, у горожан появился доступ к воде, построилась Иртышская набережная, возникла идея создания аэропорта в Кировском районе.

С появлением моста им. 60-летия ВЛКСМ, а затем и метромоста Ленинградский мост не теряет своей необходимости.

Ярко об этом говорят пробки, которые возникают во время перекрытия моста для ремонтных работ. Чаще всего там проводили замену асфальта, несколько раз занимались опорами. После предыдущего ремонта по Ленинградскому мосту запретили движение пешеходов.

Дело в том, что современные нормы мостостроения ушли далеко вперёд от проекта моста. С износом конструкции пешеходных зон они перестали соответствовать современным правилам безопасности. С перекрытыми дорожками осталось жить до мая 2024 года.

 
В рамках капитального ремонта предполагается уложить новый асфальт, обустроить перила и дорожные ограждения, расширить тротуары, отремонтировать лестницы и деформационные швы. Срок окончания работ запланирован на 31 мая 2024 года. Из-за высокой нагрузки моста было принято решение не перекрывать его полностью, а сохранить двухполосное движение.

Изюминкой должна стать новая подсветка, наподобие той, что не так давно засияла на метромосту.

Помимо реконструкции самого моста, на стороне Левого берега ожидается строительство нового съезда. В администрации города заверяют, что появление новой развязки на улице 3-й Островской увеличит транспортную доступность «Птичьей гавани» и парка им. 30-летия Победы.

Правда, для её строительства понадобится снести 212 деревьев, но в мэрии заверяют, что весь вред природе компенсируют новыми посадками.

Источники фото: pastvu
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter