В преддверии 1 сентября портал Om1.ru решил выяснить, что должны знать и уметь дети, приходя первый раз в первый класс, и на что родителям стоит обратить особое внимание при подготовке. Обэтом мы поговорили с Раисой Ансимовой, заместителем директора гимназии №75, курирующим начальную школу.
«Готовность к школе — это совокупность умений, которые позволят ребёнку осваивать учебный материал и включаться в образовательные ситуации на уроке. И здесь речь не об умении читать, писать, считать. Программа 1 класса построена так, что эти навыки можно формировать практически с нуля. Например, программой по математике предусмотрено постепенное изучение цифр, состава числа, отношений «больше». «меньше», «равно» и т.д. Также идёт постепенное обучение грамоте: от звука к букве, к слогу, к предложению.
Если ребёнок умеет читать, считать, у него есть определённый уровень стартовой готовности, и этот уровень на первом этапе обучения позволит первокласснику ощущать себя успешным, но это не значит, что и в дальнейшем таким образом подготовленный первоклассник будет опережать одноклассников».
Что точно необходимо уметь и знать первокласснику
- Общий кругозор
Первоклассник должен знать свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес, а также ФИО родителей, знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета, «право» и «лево». Перед тем, как отправить ребёнка в школу, нужно выучить с ним несколько стихотворений и прочесть несколько сказок, так чтобы он мог их пересказать. Полезным будет и умение определять время по обычным часам со стрелками. - Когнитивные навыки
Чтобы освоить школьную программу, ребёнок также должен иметь наблюдательность; видеть существенные признаки разных предметов, уметь обобщать по признаку (например, малина, клубника, смородина — ягоды) и находить лишнее (медведь, волк, лиса, собака); сравнивать количество предметов; находить сходства и различия; считать группы предметов в пределах 10; различать простейшие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат).
Не менее важно и умение следовать инструкции взрослого при выполнении заданий.
- Коммуникативные навыки
В школе важно не только хорошо усваивать новые знания, но и соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками, проявлять доброжелательность, уметь слушать собеседника. - Социальные навыки
Отправляя ребёнка в школу, убедитесь, что он знает и соблюдает базовые правила безопасности: преходит дорогу на зелёный, не откликается на зов незнакомца. Следить первокласснику нужно и за сохранностью своих вещей, не терять пеналы, тетради и учебники, знать, что где лежит.
Также важно научить ребёнка самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, переодеваться на физкультуру, соблюдать правила личной гигиены.
На успеваемость влияют и личностные качества ребёнка, позитивное отношение к учёбе, мотивация решать задачи разной сложности.
Подготовленные ли приходят дети в 1 класс?
Но кое-что родители всё-таки упускают. По словам Раисы Ансимовой, чаще всего детям недостаёт умения выполнять задание по инструкции и интереса к заданиям, выполение которых требует усилий. Не у всех детей также сформированы коммуникативные и социальные навыки.
«Это не катастрофа. Учителю нужно будет потратить время и организовать специальные ситуации для того, чтобы развить эти базовые умения на уроках или в некоторых случаях обратиться за помощью к специалисту, например, к школьному психологу.
В то же время всегда есть группа детей, которая имеет высокий уровень готовности к школе по всем приведённым умениям. Это позволило нам в 2021–2022 учебном году запустить проект «Эффективная начальная школа». 29 детей 1э класса за один учебный год с отличным результатом прошли программу первого и второго классов и в новом учебном году будут учиться по программе 3 класса. Эти ученики пройдут программу начальной школы за 3 года», — отмечает Раиса Ансимова.
Испытывают первоклассники и трудности с усидчивостью, запоминанием и дисциплиной. Поэтому в адаптационный период уроков у них меньше, а сами занятия короче.
- В сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут, а каждый четвёртый урок в нетрадиционной форме.
- В ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут;
- В январе-мае — по 4 урока по 40 минут. Один раз в неделю пятым уроком проводится физкультура.
Учителя стараются организовывать процесс так, чтобы менять виды деятельности каждые 5–7 минут. Для детей проводят физминутки, гимнастику для глаз, игры.
«Кроме того, в 1 четверти учитель создаёт образовательные ситуации, направленные на формирование необходимых норм поведения на уроке. Как правило, к концу 1 четверти подавляющее большинство первоклассников усваивают нормы поведения на уроке и активно включаются в учебную деятельность», — рассказала Раиса Ансимова.