Логично звучал и второй вопрос — о планах по созданию и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры. Представляя их, министр жилищно-коммунального хозяйства Денис Архипов напомнил депутатам, что согласно территориальной схеме, создание объектов инфраструктуры предполагается в 14 районах Новосибирской области.
В Болотном размещение мусоросортировочной линии запланировано через механизм инвестиционного бюджетного кредита — по Постановлению Правительства РФ 50% средств на капитальные затраты предоставляются за счёт федерального бюджета. Процедуры согласования по объекту пройдены, возможно, что до конца июня муниципалитетом будут размещены условия конкурса.
По этой же схеме планируется завершить полигон в Искитимском районе. Полигон захоронения ТКО в Карасуке введён в эксплуатацию в мае текущего года, сейчас организованы торги по привлечению эксплуатирующей организации, условием для которой — размещение линии сортировки.
«Вторая волна» объектов после Новосибирской агломерации, по словам министра, включает полигон с сортировкой в Каргате, который также планируется строить через механизм концессии, ориентировочно сроки выхода на конкурс — октябрь.
Планируется вынести на согласование в Законодательное собрание также объекты в Татарске, Тогучине, Куйбышеве и Багане. В Северном — муниципальный, не межрайонный объект уже практически завершён, осталось внутри полигона выполнить дорогу для технологических нужд. Объекты в Краснозёрском, Черепаново, Чистоозерном — действующие межрайонные. Здесь предполагается увеличение полигонов через реализацию инвестиционных программ эксплуатирующими организациями. В планах министр отметил и новшество — реализацию проекта по созданию пилотного экопромышленного парка в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла».
«Сейчас прорабатываем параметры — сроки реализации проекта, подбираем земельный участок. Обсуждаем деятельность с потенциальными резидентами экопромышленного парка», — завершил доклад Денис Архипов.
Дмитрий Козловский. Фото: zsnso.ru.
Депутат Дмитрий Козловский вновь озвучил предложение, с которым выступил на публичных слушаниях:
«Построили же за три года на областные и федеральные деньги ледовый дворец — почему бы и инфраструктуру для системы ТКО не создать за бюджетные деньги. Зачем ждать мусорного коллапса, когда можно всё держать в областных руках!»
Сергей Кальченко. Фото: zsnso.ru.
Даже если область пойдет по пути концессионых соглашений, необходимо провести оценку стоимости строительства полигонов, которые включены в перечень, чтобы мы могли понять, о какой сумме инвестиций идет речь, высказал свою позицию заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Кальченко:
«При подготовке документации при заключении концессионного соглашения нельзя допускать никакие компании к ее разработке. Чтобы не случилось как с инфекционной больницей — приходят документы, а по ним уже заранее видно, какое юридическое лицо имеется в виду. Интересы концессионера и бюджета разные. Для бюджета выгодно, чтобы цена была ниже, а для частного лица — выше. Поэтому необходимо разбить полигоны на отдельные лоты. Это понизит инвестиционный порог, повысит конкуренцию. И как следствие — снизит потенциальную нагрузку на бюджет».
Тему цены строительства полигонов продолжил и заместитель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агенко:
«В списке объектов с 2018 года звучат Куйбышев, Татарск, Тогучин. За это время цены по объектам выросли в 4 раза».
Вадим Агеенко. Фото: zsnso.ru.
Депутат привел данные из нового приказа Минстроя РФ для определения примерной стоимости объектов:
«На 1000 тонн загрузки — 2,4 млн руб. А у вас проект в Тогучине — на 1 тыс. тонн — 18 миллионов, Татарск — 10,8 млн, Куйбышев — 9,5 млн рублей».
«Инвесторами могут предлагаться любые параметры. Когда придём в Заксобрание — все будет соответствовать», — заверил Денис Архипов.
«Вчера подписана дорожная карта — до 26 июня должны направить на ознакомление в Заксобрание конкурсную документацию — все в соответствии с законом», — подтвердил заместитель Губернатора Сергей Семка.
Однако эта информация не ослабила накал обсуждения.
«В решении должно быть отмечено: мусорная реформа провалена. Пока мы выбираем участки для полигонов, в других регионах из мусора биогаз добывают, биотопливо, вырабатывают электрическую энергию. «Экологию-Новосибирск», компании, которые связаны с группой компаний ВИС, следует включить в «черный список» и рекомендовать Правительству региона не допустить их к следующим конкурсам», — заявил депутат Алексей Андреев.
Андрей Панфёров. Фото: zsnso.ru.
К конструктивной совместной работе с депутатами призвал и первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Андрей Панфёров.
«Прозвучала мысль: не надо подменять работу исполнительной власти и брать на себя её груз. Как сказал Андрей Иванович, должна быть совместная деятельность, где наша задача — оценить, выразить свое мнение». Первый вице-спикер посоветовал министрам тщательней готовиться к своему выступлению на предстоящей сессии. «Тема — животрепещущая и многоплановая, комитет по строительству постоянно вел мониторинг ситуации с мусором. В Преддверии принятия бюджета 2023 года надо нам сейчас на этом вопросе поставить точку. Придя к избирателям, мы должны четко сказать, к каким решениям пришли», — заметил Андрей Панфёров.
Важность проблемы подчеркнул и заместитель председателя Законодательного собрания Владимир Карпов:
«Помимо очень важной темы, которая обсуждается на беспрецедентном заседании двух комитетов, мы совместно с исполнительной властью решаем другие очень важные, лежащие в основе всего базовые вопросы. Имею в виду бюджет области. И если по каким-то направлениям мусорной реформы, концессионных соглашений, полномочия Заксобрания, прямо скажем, достаточно невелики — хотя их все нужно использовать — то по самым важным и базовым для области и исполнительной власти области вопросам, связанным с бюджетным процессом, эти полномочия более чем достаточны. И несомненно, если не будут исправлены взаимоотношения Законодательного органа и исполнительной власти, это наложит отрицательный оттенок на решения этих базовых вопросов. Законодатели этого не хотят. Они говорят: давайте вместе исправим ситуацию. В противном случае базовые вопросы будут решаться хуже, чем они должны решаться».
Ирина Диденко. Фото: zsnso.ru.
Итоговое решение совместного заседания озвучила заместитель Председателя Законодательного Собрания Ирина Диденко. В числе рекомендаций, предложенных правительству области, предложение рассмотреть возможность применения иных (помимо концессионных соглашений) механизмов реализации законодательства по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, в том числе механизма бюджетного финансирования в рамках государственных программ Новосибирской области.
Депутаты предложили заключать концессионные соглашения в области обращения с отходами по инициативе Новосибирской области, увеличить количество мусоросортировочных комплексов на территории Новосибирской агломерации Новосибирской области с целью снижения экономической и экологической нагрузки на территории с двух объектов (предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами в Новосибирской области), до трёх — пяти объектов, а также предусмотреть заключение концессионных соглашений по каждому создаваемому объекту.
«За шесть прошедших лет мы внесли изменения в наши нормативные документы, в законы. В том числе, теперь мы согласовываем концессию, чего шесть лет назад не было. Принятую концессию мы критиковали, били, что называется, «по хвостам». Мы и увидели-то ее после того, как она была уже заключена, проведен конкурс. Теперь в законодательство области внесены изменения — рассмотрение в Законодательном Собрании предваряет заключение соглашения и проведение конкурсов. Принятием рекомендаций законодателей области теперь мы разделяем ответственность с исполнительной властью», — отметила Ирина Диденко.