автор проекта «Филологические беседы с котом Тимофеем»
«Ц, Ч, Ш, Щ»
Звуки, которые обозначаются буквами Ц, Ч, Ш, Щ, кажутся иностранцам, которые изучают русский язык, очень трудными. Не в восторге от них бывают и наши соотечественники. Так, Максим Горький писал молодым авторам: «На первой странице вашей рукописи «вши» ползают в большом количестве»; «Не люблю «щей», «вшей» и «ужей» (Горький имел в виду причастия и деепричастия с суффиксами -ущ-, -ющ-, -учи, -вш- и др.).
Могут ли нравиться или не нравиться звуки? Очевидно, да. Человеку вообще трудно сохранять нейтралитет, всё вокруг себя он через себя пропускает, ко всему как-то относится. Нелюбовь к звукам [ц, ч, ш, щ] со стороны иностранцев утилитарна: эти звуки сложны для освоения.
Нелюбовь тех, для кого русский язык родной, имеет иной характер. Скорее, это проявление той требовательности, при которой с близких спрашивают строже, чем с дальних.
Русский язык — «великий и могучий» (И.С. Тургенев), «красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн), «в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского» (М.В. Ломоносов). Эта уверенность «в волшебных свойствах и богатстве» (К.Г. Паустовский) русского языка, осознаваемая нами или нет, заставляет быть особо придирчивым к тому, как язык используется, и подвергать критике за неудачный подбор звуков — не в языке, конечно, но в речи на языке.
Как же поступать со «вшами», «щами» и «ужами»? Давайте переберём варианты.
Откажемся? Нет, не выход. Причастия и деепричастия уместны в научном и официально-деловом стилях и, кстати, в полной мере соответствуют важнейшему закону употребления языка — закону экономии усилий: вместо двух слов (например, «который бежит») можно сказать только одно («бегущий»).
Другие слова со звуками [ц, ч, ш, щ] тоже не просто так есть в языке, отказываться от них нельзя.
Установим ограничения? Например, один звук [ц] на восемь — или сколько? — других звуков. Тоже не выходит. Во-первых, технически не получится — в голове у нас ведь нет встроенной статистики, как в сервисах Word, а считать в спонтанной коммуникации — явно так себе идея. Во-вторых, концентрация звуков может дать не только отрицательный результат, но и эстетически привлекательный.
Вот Константин Бальмонт в стихотворении «Камыши» взял да и презрел все законы умеренности, и получилось у него очень неплохо:
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
А у Владимира Маяковского эстетика совершенно иная, но эффект тоже сильный:
У-
лица.
Лица
у догов
годов
рез-
че.
Че-
рез
железных коней
с окон бегущих домов
прыгнули первые кубы.
Итак, отвергли варианты с отказом и со строго рассчитанным лимитом. Что остаётся? Как всегда, самое сложное и неуловимое — руководствоваться соображениями об уместности, целесообразности, гармонии. У любого из нас, только руку протяни за книжкой, есть доказательство фантастического успеха такого подхода.
6 июня — день рождения Александра Сергеевича Пушкина. За спиной Пушкина шли яростные баталии шишковистов и карамзинистов, стремившихся объявить те или иные слова персонами нон-грата. Пушкин же соединил несоединимое, доверяя своим ощущениям гармонии и красоты, и получил язык, ставший на века образцом.
В День русского языка можно не провозглашать тосты за его здоровье, можно даже не знать, что в календаре есть День русского языка, — просто прислушивайтесь и присматривайтесь к своей речи, чувствуйте её, и язык будет благодарен.