Ряд экспертов заявляют, что в России провалилась накопительная пенсионная система. Согласны?
— Она не могла не провалиться. Я выступала категорическим противником неё, когда она вводилась в 2002 году. Причины же провала, на мой взгляд, очевидны. Их две: это эффект «двойного бремени» и обесценение пенсионных накоплений.
Эффект двойного бремени возникает из-за перехода от распределительной пенсионной системы, построенной на договоре поколений, к накопительной. Распределительная построена на том, что работающее поколение платит взносы. Из них выплачивается пенсия нынешним пожилым людям. А когда работающее поколение выйдет на пенсию, им будет делать выплаты из взносов будущих поколений.
Что же пошло не так?
— Возник «эффект двойного бремени» — огромный дефицит Пенсионного фонда, связанный с тем, что из взносов работников надо одновременно сформировать пенсии нынешнего поколения пенсионеров и обеспечить накопление пенсионного капитала работающих … Этот дефицит нужно покрывать. Как? Либо заставить нынешнее поколение вносить ещё больше взносов, чтобы таким образом накопить себе и заплатить нынешним пенсионерам, либо за счёт федерального бюджета, который и без того дотирует пенсионную систему. Дефицит пенсионного фонда с каждым годом все увеличивался и мог достигнуть к 2022 году свыше 2 трлн. рублей, если бы с 2016 года отчисления на накопительные пенсии не прекратили, т.н. «заморозка пенсионных накоплений».
В чем суть новой реформы, о которой уже говорят и о которой мало что известно?
— В ВЭБе и негосударственных пенсионных фондах скопилось 5 триллионов рублей от взносов, которые граждане молодого и среднего поколения выплачивали с 2002 по 2014 год (6% из 22% страховых пенсионных взносов). 2 трлн. скопилось у ВЭБа и ещё 2,9 трлн. у негосударственных пенсионных фондов. С 2014 года отчисления на накопительную часть не осуществляются. Это так называемая «заморозка пенсионных накоплений». Но это не «заморозка пенсионных накоплений», а возврат к распределеительной страховой пенсионной системе и перечисление всех взносов вместо накопительной в страховую часть. И люди от этого только выигрывают. Выигрывает нынешнее поколение пенсионеров, поскольку эти деньги всё-таки идут на выплату текущих пенсий. Выигрывают будущие пенсионеры, поскольку деньги, которые перечисляются на страховую часть должным образом учтут и проиндексируют в соответствии с индексацией страховой части пенсии. Но встаёт вопрос, а что делать с этими 5 трлн. рублей и соответственно с пенсионными правами граждан.
Действительно, что делать гражданам, которых обязали перечислять средства на накопительную часть, и тем самым они уменьшили свою страховую пенсию?
— Судьба страховых взносов в объёме 6% от заработной платы, сделанные работодателями с 2002 по 2014 год, до сих пор не определена. Эти деньги могли просто не сохраниться. Доходности у них точно нет никакой. По факту, на данный момент чрезвычайно мало людей, ежемесячно получающих накопительную пенсию. Их чуть больше 100 тысяч. В лучшем случае при выходе на пенсию гражданин получает единовременную выплату в объёме уплаченных накопительных взносов без всякой индексации. А ежемесячную выплату при выходе на пенсию получило уже около 15 миллионов человек.
Надо сделать три вещи:
2. Разработать механизм возвращения этих 5 трлн. в пенсионный фонд.
3. Людям дать право перевести эти средства в страховую часть и проиндексировать, тем самым повысить страховую пенсию вместо потерянной накопительной.
Почему за 10 лет с начала пенсионной реформы в России так и не появилась понятная людям формула расчёта выплат?
— Потому что невозможно сформулировать то, что изначально запутано и содержит в себе противоречия. Существует трехэтажная формула, которую не то что обычные граждане, а даже экономисты постигнуть не в состоянии.
Во всём, что касается пенсий, в обществе огромный запрос на справедливость. Справедливость и в размере пенсии, и в том, из чего и как она формируется. Согласны вы со мной?
— Безусловно, согласна. Пенсия должна быть справедливой. Она должна зависеть от стажа и заработка. А ещё она быть абсолютно понятной и не подверженной изменениям. Человек не может задним числом изменить свою трудовую биографию. Но поскольку пенсионная система то и дело меняется, то люди каждый раз говорят: ой, я в эту пенсию не верю, я на неё не рассчитываю. И, конечно, пенсия должна быть справедливой по размерам. Есть Конвенция международной организации труда, согласно которой коэффициент замещения (отношение пенсии к утраченному заработку) должен составлять, как минимум, 40 процентов от средней заработной платы. Соответственно, у людей высокооплачиваемых это отношение может быть 30%, а у получавших зарплату ниже средней, доходить до 50–55%. Чем ниже зарплата, тем выше должен быть коэффициент замещения, чтобы не было нищих. Сейчас коэффициент замещения в России составляет в среднем 29%, а у тех, кто имел высокую зарплату, коэффициент замещения — 10–20%.
Какие главные задачи:
2. Проиндексировать пенсии работающим пенсионерам.
3. Произвести справедливый перерасчёт пенсии работающим пожилым людям.
4. Пересмотреть систему пенсионных баллов, которые постепенно обесцениваются.
5. Решить, что делать с пенсионными деньгами, накопленными с 2002 по 2014 год.