Ренат Исмаилович, насколько тяжёлая ситуация сложилась в России из-за санкций?
— Не скажу, что она тяжёлая. Сложная — да. Но у РФ есть всё необходимое, чтобы выйти из этого положения. Это своеобразный толчок к развитию тех сфер экономики, которые простаивали 30 лет. Нынешняя ситуация показывает, что государство не может проводить внешнюю политику и обеспечивать свой суверенитет, когда экономика зависима от Запада. Он объявил нам жёсткую экономическую войну, фактически конфисковал наши золотовалютные резервы. Об подобой опасности мы неоднократно предупреждали правительство и Центробанк. Задавали вопросы: а что будет, если активы заморозят? Ответа так и не услышали. Видимо, никто не был готов к тому, что Евросоюз пойдёт на столь радикальные меры.
Какие сферы больше всего пострадали от санкций?
— В первую очередь, авиаперевозки. Мы неоднократно заявляли, что нужно развивать собственную гражданскую авиацию. Но наши проекты SuperJet, МК-21 фактически на протяжении 10 лет простаивали. Дешевле было арендовать борта, чем создать свои. Основной парк отечественной гражданской авиационной техники, по сути, отправили в утиль. А среди отечественных самолётов были замечательные образцы. Например, ИЛ-76. За весь период его эксплуатации не было ни одной аварии.
В каких сферах экономики мы на передовых позициях?
— Во-первых, это оборонно-промышленный комплекс. Добиться лидирующих позиций в этой области помогли советские наработки. Практически то же самое можно сделать и в других отраслях.
Существенную долю РФ занимает на мировом рынке зерна. Россия — лидер в космической и атомной сферах, тоже во многом благодаря советским наработкам. У государства есть все шансы стать одной из ведущих экономик мира.
Что для этого нужно делать?
— Возвращаться к плановой экономике и отказаться от идей, что мы что-то можем купить за границей. Не стоит продавать газ, металл, нефть. Все силы нужно направить на развитие и расширение внутреннего рынка. Западные технологии на время можно заменить китайскими, но не стоит становиться импортозависимыми от Востока.
Нужно компенсировать отстающие отрасли, в первую очередь те, которые пострадали от санкционных атак. А это невозможно без смены курса. Думаю, настало время отказаться от либеральных иллюзий. Пора понять, что нас хотят уничтожить, и начать действовать.
Сколько времени может занять восстановление экономики?
— Это зависит от того, насколько целеустремлённо мы пойдём к намеченным целям. Я приведу пример из советского времени. Перед Великой Отечественной войной перед нами стояли практически те же задачи. Но они были сложными, потому что СССР на тот момент, по сути, был аграрной страной. В начале 1930-х годов Сталин сказал, что от развитых стран мы отстаём на 50–100 лет. Если не пробежать этот отрезок за 10 лет, нас просто раздавят. И задачу выполнили. В период реиндустриализации, в послевоенное время у нас был самый большой рост. В год объём ВВП составлял 14–15%.
Сейчас ситуация аналогична. Думаю, за 5–10 лет или гораздо быстрее мы справимся. У нас есть наработанная база. Мы во многом сегодня опираемся на советский опыт и до конца не растеряли тот потенциал.