В 2014 году из-за санкций Запада Россия ввела продуктовое эмбарго. С полок магазинов исчезли импортные сыры, хамон и другие мясные, молочные продукты, рыба, орехи и соль. С тех пор креветки в РФ поставляют из Белоруссии, польские яблоки тоннами уничтожают под гусеницами бульдозера, а про то, что такое американский бройлер, уже мало кто помнит.
В 2022 году Россия столкнулась с новыми санкциями Запада. В результате от сотрудничества со страной отказались крупные иностранные автомобильные, авиационные, IT-корпорации, бренды одежды, обуви, косметики. Прекращены поставки в РФ зарубежной бытовой техники. Шеф-редактор портала Om1.ru поговорил с экспертами об импортозамещении. Где Россия добилась успехов, а где придётся наращивать темпы или создавать всё заново?
Больше не можем ориентироваться на Запад
По словам депутата Государственной Думы от Новосибирской области Рената Сулейманова, за прошедшие восемь лет Россия успешно решила проблемы с продовольствием. В полтора раза выросли объёмы производства пшеницы, что позволило продавать её за границу. Однако аграрии по-прежнему зависят от импорта. Большинство семян, которые они используют для посадки зерновых и других культур, — привозные. По мнению парламентария, в стране не до конца решён вопрос животноводства. До недавнего времени некоторые виды мяса в Россию поставляли из-за рубежа. Часть кормов для скота, опять же, иностранные.
«Россия первая в мире страна в области атомной энергетики и космической промышленности. У нас разрабатывают тяжёлые ракетные двигатели, которые выводят на орбиту крупнотоннажные корабли. В этом мы всегда опережали США. Но вот промышленность и машиностроение в РФ, мягко говоря, в упадке. И вместе с ними фармацевтическая отрасль. К сожалению, даже во время пандемии у нас не смогли наладить выпуск медикаментов. Я не говорю, что на прилавках аптек сплошь импорт, но 80% лекарств — да», — констатирует Сулейманов.
По его словам, в нынешних условиях импортозамещение должно стать целью. Иного пути нет. В России сохранился большой научный потенциал, квалифицированные кадры. Важно осознать, что без участия науки развитие передовых технологий невозможно.
Санкции Запада, уверен он, дают объективный толчок к смене экономического курса. Какие-то технологии на время можно заменить китайскими, но полностью открывать рынок для Востока нельзя. По словам Рената Сулейманова, добиться прорывных показателей поможет советский опыт. Наладить собственное производство, сформировать внутренний рынок и восстановить экономику, считает он, Россия сможет через пять-десять лет.
Беда с самолётостроением
В области гражданской авиации импортозамещение полностью отсутствует. Чтобы исправить ситуацию, было достаточно времени, но этим не воспользовались, констатирует Ренат Сулейманов. В итоге по авиаперевозкам ударили санкции Запада.
«Мы неоднократно говорили, что развивать гражданскую авиацию необходимо. У нас есть неплохие проекты, тот же SuperJet, МС-21, но они по большей части всё это время пробуксовывали. В итоге мы имеем сейчас арендованные воздушные суда, но летать на них не можем. Основной парк наших самолётов отправили в утиль, хотя там были замечательные образцы. Возьмём Ил-86, на нём сегодня летает президент. У этого судна за всю его историю не было ни одной аварии. В России есть проблемы с производством авиационных двигателей, но у нас было достаточно времени, чтобы исправить ситуацию и гражданскую авиацию восстановить. Конечно, эти процессы и сейчас пойдут, потому что это важная отрасль нашей экономики», — отмечает депутат.
Точку зрения парламентария разделяет бывший военный лётчик, полковник авиации Олег Волобуев. По его словам, крах отечественного как гражданского, так и военного самолётостроения начался в 1990-е годы и продолжился в 2000-х. Часть предприятий по производству лайнеров, а также конструкторских бюро сохранилась, но либо переформатирована, либо переорганизована. Как результат — в стране почти не осталось заводов по производству комплектующих частей для авиации. Это стало особенно актуально после западных санкций, особенно когда Китай отказал российским авиакомпаниям в поставке запчастей. Сейчас они вынуждены закупать их в Индии и Турции.
«Советский союз был великой авиационной державой. В нашей стране создана Объединённая авиастроительная корпорация. Может быть, ей удастся решить некоторые вопросы при нынешнем положении дел. Специалисты, которые конструируют авиационную технику на самом высоком уровне, у нас пока ещё есть. А вот производство отдельных комплектующих вызывает много вопросов и оставляет желать лучшего», — отметил Олег Волобуев.
Он добавил, что если сейчас не предпринять кардинальных мер, в будущем сложно будет говорить о том, какое место Россия займёт на рынке, какие образцы она будет представлять и как решатся вопросы авиационных пассажирских перевозок и производства воздушной техники.
Бери и делай!
Заместитель председателя строительного комитета Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко убеждён: в сфере ЖКХ — настоящий простор для импортозамещения. По его словам, мусоровозы почти сплошь заграничные — Scania и Mercedes. Они, конечно, красивые, но стоят дорого. К тому же надёжность их сейчас под вопросом. Неизвестно, сколько они проработают и когда понадобятся запчасти, которых в России либо осталось мало, либо уже нет совсем.
«Раз уж мы перестаём дружить с Европой, давайте поддержим отечественного производителя. Почему бы те же мусоровозы не закупать на базе автомобиля КамАЗ? Это выгодно, а жителям всё равно, на какой машине повезут отходы», — уверен Вадим Агеенко.
Ещё одна область для импортозамещения — производство мусорных баков. Почти все установленные в Новосибирске ёмкости немецкого производства. В Германии налажена переработка вторсырья, выпуск продукции из него и дальнейшая продажа по всему миру. Почему бы не организовать такие же цеха в Новосибирской области и не делать свои баки?
«Мы практикуем раздельный сбор отходов. Пластика в России достаточно, можно из него делать баки. В стране два подобных предприятия есть — в Татарстане и в Ханты-Мансийском автономном округе. Но у них много заказов, они не успевают обслуживать все. Так почему бы не наладить собственное производство? Пластик можно весь не продавать, часть оставлять. Потребность в баках достаточно высокая. Те, что привезены из Германии, стоят на 20–30% дороже», — предлагает Вадим Агеенко.
Какие из этих или других идей будут приняты на федеральном уровне — покажет время. Главное, что для развития и восстановления у нас есть все возможности.