Из чего складываются цены на авиабилеты?
О том, что цены на авиабилеты по России слишком высоки, говорят многие. Недоумение вызывает, почему слетать практически в любой город Европы дешевле, чем перемещаться по родине, используя воздушный транспорт. Согласно публикации в «Комсомольской Правде» от 1 августа 2013 г., стоимость одного километра пути на самолете Москва-Барселона равна 1, 71 руб., Москва-Париж – 1 руб. 96 коп., а Москва-Анапа составляет уже 7 руб. 66 коп. Комментарии, как говорится, излишни. Конечно, нельзя сказать, что в России цены на железнодорожные перевозки намного ниже, а перемещаться на машинах по российским дорогам легко, поэтому мы обречены или сидеть дома, или платить ту стоимость билета, которую с нас просят авиакомпании. «Первый и очень важный вопрос – это вопрос НДС. К примеру, билет Москва-Париж будет стоить дешевле, чем Москва-Красноярск (хотя расстояние примерно одинаковое).
Все дело в том, что топливо, которое мы заправляем и летим за рубеж, НДС не облагается, а вот при перелетах по России к затратам на перевозку нужно прибавить 18% НДС. Далее – инфраструктурные издержки, наши климатические условия (например, обработать судно противообледенительной жидкостью стоит 10 тыс. долларов). Вот и получается, что стоимость одного километра по России увеличивается», – пояснил Александр Лушкин, директор по качеству компании «ЮТэйр».
Олег Семенов, президент «ЮТэйр-Пассажирские авиалинии»:
- Цена на авиабилет складывается условно из нескольких частей. Первое и самое затратное – это расходы на керосин. Второе, аэронавигационные сборы, которые составляют примерно 15-18%. Отмечу, что с точки зрения тарифов на эксплуатацию аэродрома, аэропорты в России одни из самых дорогих по своей стоимости. Далее – расходы на владение парка воздушных судов, на зарплату летного состава и обслуживающих подразделений и дистрибуцию перевозок. Все это отражается в стоимости билета.
Однако еще одним серьезным фактором, который существенно гонит цены на авиабилеты вверх, – это парк самолетов, большинство из которых изношены или морально устарели. На обновление и пополнение парка у многих авиакомпаний просто нет денег. Поэтому покупать приходится самолеты подешевле: импортные – «поношенные», обслуживание которых, по понятным причинам, обходится авиакомпаниям в копеечку.
Появятся ли лоукостеры в России?
Например, в США и Европе существует множество компаний-лоукостеров (от англ. low cost – низкая цена), которые возят людей не в основные аэропорты, а пользуются второстепенными. Возможно, это не столь удобно, но плата за взлет/посадку здесь значительно ниже. В России эта схема обречена: у нас нет никаких альтернативных аэропортов, да и основных не так уж много. «Существуют две основные причины, по которым лоукостеры не могут появиться в России. Это недостатки инфраструктуры и нормативная база. Ведь классическая компания и лоукостеры при российской действительности будут летать в один и тот же аэропорт.
Следовательно, цена их авиабилетов уже не может быть значительно ниже. Кроме того, существуют определенные правила, диктующие обязанности по обслуживанию пассажиров. И еще немаловажный фактор – это дистрибуция услуг. Если за рубежом компании-лоукостеры осуществляют продажу билетов напрямую, при помощи интернета, то в России приходится продавать через дорогостоящих агентов, поскольку интернет-продажи у нас составляют всего 20-30%», – объяснил Олег Семенов.
Каковы перспективы российских авиаперелетов?
Старый парк самолетов, галопирующие цены на авиатопливо, дистрибуция билетов, конкуренция на рынке – все это заставляет авиакомпании хоть как-то окупать каждый полет. «В прошлом году российская авиация на внутреннем рынке имела убыток в 20 млрд. рублей. Это показатель финансового состояния многих перевозчиков, – сказал Лев Кошляков, заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям авиакомпании «ЮТэйр». – Пока нет перспектив для снижения цен на авиаперелеты по России. Для этого нужно создать условия, к примеру, внести ряд изменений в нормативную базу в части сервиса. У пассажиров должен быть выбор: заплатить подороже и пользоваться дополнительными услугами (например, питание на борту) или отказаться от этого и купить билет дешевле».