om1.ru
Оружие как инструмент протеста: омский психолог объяснила причины агрессивного поведения подростков Виктория Купченко, к.психол.н., доцент кафедры общей и социальной психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского о том, что может подтолкнуть подростков взяться за оружие.

Оружие как инструмент протеста: омский психолог объяснила причины агрессивного поведения подростков

Виктория Купченко, к.психол.н., доцент кафедры общей и социальной психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского о том, что может подтолкнуть подростков взяться за оружие.
13 февраля 2022, 00:50
интервью

Оружие как инструмент протеста: омский психолог объяснила причины агрессивного поведения подростков
Фото: om1. Что заставляет подростков брать оружие в руки

Портал Om1.ru пообщался со специалистом по теме подростковой агрессии, пытаясь разобраться в причинах такого поведения детей, а также о том, можно ли на раннем этапе распознать агрессию у ребёнка? 

Виктория Евгеньена, в чём основные причины детской агрессии? 

Агрессивное поведение возникает по ряду причин, которые могут быть обусловлены биологическими особенностями ребёнка, атмосферой в семье, а также межличностными отношениями со сверстниками. Не стоит забывать и об информационном пространстве, которое создается вокруг незрелой психики подростка с помощью СМИ и интернета. Неверно выстроенные отношения в семье и социуме, постоянный поток негативной информацией в совокупности даёт агрессию.

Если подросток ходит хмурый, на все вопросы родителей отвечает односложно, запирается в комнате и слушает депрессивную музыку. Родителям стоит переживать? 

Безусловно, родитель – тот человек, который находится рядом. Другой вопрос, что физическое нахождение рядом не гарантирует психологической близости и доверия. Отстраненность и закрытость подростка может быть защитной «маской» накопленного внутреннего напряжения и агрессии. Субъективная невозможность рассказать о наболевшем кому-то из близких, открыться и выразить свои чувства приводят к нарастанию депрессии, следствием которой может стать суицидальная попытка, либо открытая, порой непонятная окружающим агрессия. 

 
 
 
Биологические причины агрессии: особенности нервной системы создают предрасположенность к повышенной агрессивности. Чувствительность нервной системы предопределяет ранимость, подверженность стрессу, ощущение уязвимости. Неуравновешенность и эмоциональная нестабильность, гормональные перестройки, особенно в подростковом возрасте, вызывают импульсивные реакции на события.
Виктория Купченко, к.психол.н., доцент кафедры общей и социальной психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Всё идет из семьи? Если родители конфликтуют, на ребёнке это как-то отражается?

Психологический климат в семье – основной фактор комфортного самочувствия и самоощущения каждого ребёнка. Если в доме часто возникают ссоры между родителями, то дети сами или по инициативе одного из родителей участвует в конфликтах. К сожалению, молодому психически неокрепшему человеку приходится принимать одну из конфликтующих сторон, а порой — выступать защитником. Всё это вызывает рост внутреннего напряжения, негативных переживаний, снижение самооценки ребёнка, что в последующем может проявляться в виде агрессии. Потому да, семейные отношения отражаются на внутреннем состоянии подрастающего поколения.

Специалисты рекомендуют говорить с детьми о любых проблемах. Как быть, если дети не хотят, а родители не понимают. Что сделать, как наладить эмоциональную близость?

Начнём с того, что принятие и эмоциональная близость является базовой потребностью человека. Работая с семьями, замечаю тенденцию: эмоционально холодная мама, отсутствие папы образуют у ребёнка комплекс, предопределяющий к подростковому возрасту, так сказать, ощущение «страдающей личности». Современные родители редко используют с ребёнком тактильный контакт, не имеют совместных времяпровождений, которые интересны и значимы подростку. Родитель сам мало проявляет чувства к ребёнку и порой запрещает или не поддерживает их проявление со стороны чада.Чтобы наладить контакт, начните с простых вещей: поинтересуйтесь его увлечениями, наладьте диалог, постарайтесь искренне понять, что подростку дорого и интересно. Не всегда родителю удаётся это. Важно помнить, что искренность и принятие – серьёзные условия диалога.

Правда ли, что СМИ и интернет влияют на психическое состояние ребёнка?

Увлеченность современного подростка компьютерными играми, часто агрессивного содержания, формируют определенную картину мира. Агрессия представляется как норма поведения. Создаются сообщества единомышленников, так называемая «значимая группа», на нормы и ценности которой ориентируется подросток. Телевизионные каналы, видеопродукция, материалы из интернета достаточно давно тиражируют агрессивное поведение как возможное и приемлемое. Ещё в начале 1990-х годов по данным Гербнера (Gerbner, 1993) из десяти тысяч исследуемых телепрограмм в 60 % фигурировало насилие. Причём в настоящее время насилие всё чаще представляется завуалировано, в игровой или развлекательной форме. Такая форма подачи информации не может не влиять на неустойчивую подростковую психику.

 

 
 
 
Обесценивание проблем и достижений ребенка как одна из причин агрессии. Родители для ребенка – базовый источник безопасности. Своими реакциями и действиями родители отражают представления о мире и формируют первичное представление о самом себе. Ребенок нуждается в атмосфере безопасности и принятия. Достаточно частые болезненные переживания из детства — со слов подростков — «родитель не слушал меня», «говорил, что это не проблема», «подумаешь, разве это достижении!». Всё это приводит к ощущению пустоты и ненужности существования. И тогда одним из способов защитить себя — стать агрессивным.
Виктория Купченко, к.психол.н., доцент кафедры общей и социальной психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Нередко в семьях унижают и бьют детей, считая это основным и доступным способом воспитания. Что это — некая попытка подчинить волю подростка или способ самореализации родителя?

Физические наказания и нарушения личных границ ребёнка — довольно распространенный способ воспитания, вынуждена это признать. Родители бьют, а подростки говорят об этом с психологами, не скрывая слёз. В случае когда нет возможности коммуницировать со специалистом, подросток прибегает к простым способам защитить себя: закрывают вход в свою комнату, придвигают кровать. Но есть и те, кто пытается избавиться от внутренней агрессии при помощи унижения других людей. Подросток отстаивает себя, отстаивает свои границы. Не всегда конструктивным способом, не всегда с желаемым результатом. Ещё одна распространенная ошибка родителей — игнорирование мнения ребёнка, попытки подчинить себе. Отсюда — подростковый максимализм и желание доказать ценность своего существования. Малое, что мама и папа могут сделать — признать в своём ребенке личность, уважать его права и желания. 

Межличностные отношения со сверстниками могут привести к тому, что подросток берёт в руки оружие?

В системе межличностных отношений со сверстниками подростки проявляют разные формы насилия. Соответственно, запускается феномен виктимизации. Процесс виктимизации предполагает контакт агрессора (стороны, ответственной за причинение вреда) и жертвы (мишени оскорбительных действий агрессора). Агрессия со стороны сверстников проявляется в различных формах. Физическая агрессия выражается в побоях, пинках и других причиняющих физический ущерб действиях, вербальная – в угрозах, обзываниях, обидных и оскорбительных словах в адрес жертвы. В рамках социальной агрессии сверстники преднамеренно унижают чувство собственного достоинства подростка, понижают его социальный статус в глазах окружающих, фрустрируют потребность жертвы в социальном принятии. Но основным фактором подростковой агрессии выступает социальное неблагополучие.

 
Виктимизация — социальный процесс, при котором человек превращается в жертву преступления.
Виктомность — склонность человека к тому, чтобы стать жертвой. 
 

Что чувствует жертва насилия?

Самые распространённые чувства людей с синдромом «жертвы» — злоба, ненависть и желание ответить тем же. Вполне естественно, что этот человек переживает враждебность, раздражение по отношению к своему преследователю, которым чаще всего является родитель. Такую позицию Джордж Б. Шоу называл «гневом слабых». Мы можем наблюдать эффект «смещённой агрессии»: подросток, став объектом насилия (физического или эмоционального) со стороны более сильного соперника — родителя, другого сверстника — таит злобу и обиду, которые способен вымещать на более слабый «объект». Объектом может выбрать животное, другого сверстника или любого, даже взрослого, человека.

Проявление подросткового насилия, исходящего от сверстников, ввергают подростков в депрессивное состояние, которое отрицательно сказывается не только на развитии психики, но и приводит к снижению самооценки, мотивации, потере аппетита, различным фобиям, в особо экстремальных случаях – суициду. Вследствие всех этих явлений наблюдается общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих, бегство из школы или активное враждебное отношение к ней, асоциальные поступки. Агрессия порождает агрессию, желание мстить.

 
 
 
Отсутствие поддержки в эмоционально значимой трудной ситуации. Любой ребёнок, подросток проживает свои трудные жизненные ситуации. Встречаются родители, которые с недоумением задают вопросы: «Какие у него (неё) могут быть трудности? У него (неё) жизнь устроена». Большинство, конечно же, признают, что подросток проживает трудности в школе, во взаимоотношениях со сверстниками, но далеко не всегда способны дать ему ту поддержку, в которой он нуждается. «В ситуации, когда я ждал совета, мама мне говорила: решай сам(а)».
Виктория Купченко, к.психол.н., доцент кафедры общей и социальной психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Чем руководствуются подростки, беря в руки оружие?

Оружие в руках подростка, как правило, — инструмент протеста, защиты своего «Я», личных представлений о справедливости. Возможно, это месть за действительные или мнимые страдания. Агрессия подростка проявляется в форме ответной реакции на разрушительные как внешние, так и внутренние воздействия. Это своеобразная специфическая защита целостности и неприкосновенности «Я» взрослеющей личности.

В силу возраста он стремится к самостоятельности, независимости, признании себя, своих решений. Не каждый взрослый готов принимать и поддерживать выбор своего ребёнка. В целях «отстаивания себя», своего решения, выбора подросток способен использовать силовые методы воздействия на социум, чтобы доказать свою значимость.

Как правильно воспитывать ребёнка и что значит «правильно» с точки зрения психологии?

Понятие «правильности» воспитания часто трактуется у каждого родителя по-своему. Правильно — это «как я привык», как «меня воспитывали в моей семье». Взрослые люди перекладывают известные им с детства поведенческие модели, привычные для собственной родительской семьи. Здесь мы можем сталкиваться с разными вариантами воспитания и воздействия на своё чадо. С точки зрения психологии, конструктивность родительского воспитания изначально определяется созданием обстановки тепла, поддержки и принятия ребёнка как личности, где базовыми инструментами становятся доверие и авторитет родителя. После формируются и прививаются нормы поведения в социуме, демонстрируя на своём примере соответствие слов и дела.

Дайте общие рекомендации для всех родителей, как не воспитать агрессора.

1. Общение для подростка приоритетно, поэтому важно больше общаться на темы, которые ему интересны, научиться слушать и понимать его, чаще проводить с ним досуг, стать для него авторитетом.
2. Ограничения, чрезмерный контроль подростка порождает желание нарушить правила, в связи с чем важно позволить подростку ощутить свободу и безопасность.
3. Для своевременного выявления негативных тенденций ценно обращать внимание на настроение, эмоциональное состояние и поведение.
4. Переживание трудностей и проблем в одиночестве, закрытость подростка преимущественно усугубляет его эмоциональное состояние, определяет подверженность негативному влиянию СМИ, интернета, девиантных компаний. Доверительные отношения со взрослым и поддержка обеспечивает конструктивное преодоление подростком жизненных трудностей.
5. Не ограничивайте ребенка в социальных связях, но при этом важно быть бдительным. Если есть возможность, станьте другом в социальной сети. Это позволит быть рядом и заметить первые признаки негативных настроений и мыслей подростка.
6. Признание родителем, что современный социальный мир подвержен изменениям, внимательное и одновременно уважительное отношение к происходящему в жизни подростка, отсутствие доминантного стиля общения с ним — всё это позволяет выстроить доверительное партнёрское общение.
 

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter