om1.ru
Вредят или развивают мозг? Как компьютерные игры влияют на жизнь молодых омичей В последние несколько десятков лет в обществе принято винить игровую индустрию во всех смертных грехах. Многие считают, что дети, которые активно играют, становятся агрессивными, асоциальными и даже опасными для общества. Так ли это на самом деле или суть детских проблем в отсутствии нормального воспитания в семье? Отвечает корреспондент портала Om1.ru, опираясь на мнение экспертов.

Вредят или развивают мозг? Как компьютерные игры влияют на жизнь молодых омичей

В последние несколько десятков лет в обществе принято винить игровую индустрию во всех смертных грехах. Многие считают, что дети, которые активно играют, становятся агрессивными, асоциальными и даже опасными для общества. Так ли это на самом деле или суть детских проблем в отсутствии нормального воспитания в семье? Отвечает корреспондент портала Om1.ru, опираясь на мнение экспертов.
13 октября 2021, 01:15

Игры провоцируют детей на агрессию?

Часто, когда происходят громкие преступления с участием подростков, поступок объясняется общественностью тем, что эти дети увлекались компьютерными играми. Многие уверены, что шутеры (стрелялки) и прочие жанры, в которых присутствуют элементы насилия, разрушают психику неокрепших молодых людей. Есть ли под этим основания?

Пристальное внимание учёных, психологов и социологов игровая индустрия привлекла к себе после «Колумбайна» — трагедии, в результате которой двое американских школьников расстреляли своих сверстников. Одно из первых исследований на эту тему провёл профессор Оклахомского университета Пол Линч. В 2000 году он заявил, что игры напрямую влияют на агрессию тех людей, в ком она была заложена изначально.

Начиная с начала 2000-х и до 2012 года исследователь Крейг Андерсон представлял общественности свои исследования, в которых говорится, что игры влияют на уровень агрессии молодых людей сильнее, чем жизнь с абьюзивными родителями, взрослый контент на телевидении, наркотики и так далее. Однако исследования Андерсона не прошли проверку временем и теперь признаются методологически неверными.

Ольга Козлова, аспирант Тверского государственного университета, автор научных работ о видеоиграх. Гейм-дизайнер студии DreamVR:

Тут можно задать вопрос: есть ли в жизни ребенка что-то еще, кроме видеоигр? Если нет, то родители, конечно же, обвинят в недосыпе, агрессии и прочем именно их. Хотя здесь стоит задуматься, не ищет ли ребенок в играх того, чего ему не достает в реальной жизни? Или же не проводит он за компьютером или приставкой все свое время в надежде как можно быстрее «промотать» ненавистный день. Зачастую именно видеоигры винят во всех грехах только из-за того, что большинству людей они не кажутся чем-то серьёзным. Вот если бы ребенок занимался привычными для взрослых вещами, пусть и отдавая на это все свое свободное время, то претензий бы не было. Но, если хорошенько подумать, то любое занятие, к которому подходят с маниакальным фанатизмом, отдавая все время, энергию, жертвуя другими делами и общением с другими людьми — не нормальное ни разу. Даже если это чтение или вышивание крестиком. И никто не задумывается, что тот же алкоголь — причина очень многого количества бед и преступлений. Но его почему-то не запрещают. Пока ни один психолог или психиатр не нашел доказательств связи видеоигр и агрессией у несовершеннолетних детей.

Исследования в защиту игр

В 2008 году профессор психологии Стетсонского университета Кристофер Фёргюсон обвинил исследования Андерсона в преувеличении фактов и ошибочности выводов. Позже Фёргюсон опубликовал несколько работ на эту тему, в которых защищал игры от обвинений и подчеркивал, что на ребенка гораздо больше влияют такие факторы, как насилие в семье. Также профессора других престижных мировых университетов неоднократно критиковали Андерсона за предвзятость.

Профессора Мальте Элсон и вышеупомянутый Фёргусон заявляют, что детям, которые подвергались моральному и физическому насилию, хватит любого стрессового обстоятельства, чтоб разбудить в них негативные порывы.

Так компьютерные игры полезны?

Ответ: да. Китайские нейрофизиологи выяснили, что увлечение компьютерными играми часто способствует развитию мозга. Во время исследований выяснилось, что игроки онлайн-стратегий в большинстве случаев быстрее справляются с тестами на реакцию, а также склонны быстрее принимать решения в стрессовых ситуациях

Политолог Екатерина Шульман* в одной из своих лекций высказывалась об играх так: «Как говорил довольно знаменитый британский экономист Роберт Скидельски, основная задача нового века — научить массы жить так, как раньше жила одна аристократия, и при этом не рехнуться. Простыми словами, как простому человеку жить в мире, в котором ему не надо бегать за куском хлеба и при этом не сойти с ума, не стать наркоманом, не спиться. Чем же ему себя занимать? Пока один из основных ответов, которые нам дают — это компьютерные игры.

Во-первых, как мы уже знаем по множеству криминологических исследований, они ведут к очень сильному снижению уличной преступности.

Екатерина Шульман*

Принято ругать игры из-за того, мол они приучают к жестокости. Вот ребёнок играет в стрелялку, а потом пойдёт на улице будет стрелять. На самом деле всё как раз наоборот. Игры абсорбируют дурную энергию молодёжи и делают её абсолютно безвредной. Они держат потенциально опасных молодых людей в закрытых помещениях. Напомню, что в прошлых столетиях таким абсорбентом агрессии молодёжи была массовая война.

Кроме того, нынче компьютерные игры — это никакие не игры. Этот термин следует понимать условно. Это уже социальная деятельность. В компьютерных вселенных люди зарабатывают деньги, достигают признания, строят империи. Также эта сфера — огромное поле для исследований социологов».

Кадр из игры Assassins Creed – 4

Ольга Козлова о пользе видеоигр: «Йохан Хёйзинга еще в прошлом веке доказал, что мы все учимся в процессе игры. И все наше бытие, в принципе, является игрой. Мы обрабатываем внутри себя модели семьи, играя в «дочки-матери», посещаем в детстве занятия в детских садах и начальных школах, где информация о числах и буквах подается в форме игры. Потому что обучаться в процессе проще и лучше. Если копать глубже, вся мировая ритуалистика и обряды — это тоже некая форма игры и спектакля.

То есть в том или ином виде игры были в жизни человечества с самого его зарождения. То, что мы смогли дать привычным нам играм «компьютерное» воплощение — это логичный процесс, связанный с развитием технологий. По сути, изменился антураж, игры остались теми же.

Если брать современную практическую значимость, то можно рассмотреть различные профессиональные симуляторы. Представьте, сколько стоит один учебный запуск какого-нибудь суперсамолета? Очень дорого. А пилот должен как-то практиковаться. На помощь пилотам уже давно пришли авиасимуляторы. Не те, которые можно купить для игры дома. А симуляторы, написанные специально для обучения профессии. И современные технологии позволяют писать совершенно разные игры-симуляторы для обучения различным профессиям, для получения совершенно разных навыков».

Игры — новый вид искусства

Важно понимать, что игры — это уже не простое развлечение и «трата времени». Да, есть множество проектов, призванных занять людей и погрузить их в однообразный игровой процесс. Однако их меньшинство. Современная игровая индустрия по мере развития технологий сценаристики шагнула далеко вперёд. Например, те же сюжеты порой могут превосходить по своей глубине и проработанности другие виды визуального и повествовательного искусства, такие как кино, сериалы, и даже книги.

Также стоит отметить, что видеоигры — одна из самых сложных в производстве видов творческой реализации людей. Ведь, помимо написания стоящего сюжета, разработчикам необходимо вручную построить огромные миры, наполнить их интересными героями и мини-историями. Так что нельзя недооценивать художественную ценность этого вида искусства. На примере нескольких известных проектов можно проиллюстрировать, какие сложные и даже философские темы могут подниматься в видеоигровых сюжетах.

Death Stranding — игра о катастрофе. Она поднимает вопрос жизни после смерти. Каждый человек в этой вселенной, помимо смертного тела «ха», обладает и бессмертной душой «ша». При жизни они связаны, но после смерти тела душа перемещается на её личный «берег», он же — загробный мир. Главный герой из-за некоторых особенностей находится как бы между двумя мирами и пытается понять, как же изменился мир после катастрофы, параллельно разбираясь в тайнах, которые скрывает новое американское правительство. Также проект японского создателя Хидео Кодзимы поднимает тему отцовства, привязанности и принятия главным героем чужого ребёнка.

Кадр из игры Death Stranding

Red Dead Redemption 2 — игра-вестерн, поднимающая тему смены эпохи и людей в ней. О том — может ли человек измениться и подстроиться под новое время. Одна из главных фабул: на что ты готов ради того, чтобы спасти свой народ? Свою банду. Свою сплоченную семью. Готов ли ты убить всех, кто пытается навредить ей, хотя изначально неправы именно они? Или предать своего отца, который не раз спасал ваши шкуры? Очень редко вестерн бывает таким сероморальным и правдоподобным. Игрок прекрасно понимает мотивацию обеих сторон в этом конфликте. Это, безусловно, новая веха для такого долгоиграющего жанра, как «вестерн».

Кадр из игры Red Dead Redemtion

«Если человек ругается на игры — никакой опыт они ему не предложат. Не можем же мы заставить человека насильно сесть за компьютер или взять VR и сказать: «Давай, тебе понравится, играй». А если человек чего-то не знает о каком-либо явлении, предмете, человеке, но очень сильно это бранит, стоит ли вообще с этим лицемером разговаривать? Скоро придет другое поколение людей, которое не будет думать, что видеоигры являются злом, вышки 5G вызывают онкологию, а с помощью прививок нас чипируют. Здесь стоит только подождать, хотя я не исключаю возможности появления своего мракобесия у новых поколений»,  гейм-дизайнер Ольга Козлова о людях, которые не хотят воспринимать игровую индустрию.

В игры играет не только молодёжь

По результатам опроса ВЦИОМ, каждый пятый россиянин играет, а примерно треть когда-то увлекались этим занятием. Да, утверждается, что играми в основном увлекается молодая аудитория, однако нужно понимать, кого считать молодёжью. По данным ВЦИОМ, 40 % играющих составляет возрастная группа от 18 до 24 лет, 25 % — от 25 лет до 34.

«Здесь стоит вернуться к вопросу о симуляторах. А симуляторы  тоже игры. И взрослые вполне себе в них «обучаются». А если не придираться к формулировкам, можно посмотреть статистику. Например, та же игра World of Tanks имеет многомиллионную аудиторию, большая часть которой — мужчины в возрасте от 35 лет. В Китае и Японии совершенно разные по жанрам видеоигры приобретают популярность у людей пенсионного возраста. И это по большей части связано с тем, что пенсионеры не хотят отставать от молодежи, и на пенсии открывают для себя новые хобби. И, как можно догадаться, в этих людях нет стереотипов о том, что видеоигры являются детским развлечением.

На самом деле многие взрослые люди и в России играют в видеоигры, но никому об этом не рассказывают, потому что существует еще у нас стереотип о том, что взрослый человек — это максимально серьезный человек, улыбающийся и развлекающийся только по праздникам. С одной стороны, это грустно. Но я надеюсь, что это скоро кончится. И все предпосылки к этому есть», — говорит эксперт.

Подведя итог, можно сказать, что во всех увлечениях нужно знать меру. Всё что угодно в больших масштабах теоретически может навредить и моральному и физическому здоровью. Главное — не обвинять в этом формы медиакультуры, изначально призванные развлекать, развивать и приносить положительные эмоции.

* — признан Минюстом РФ иностранным агентом

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter