8 июня свой профессиональный праздник отмечают социальные работники и сиделки. Мы решили выяснить, что значит ухаживать за больным и пожилым человеком, кто и почему выбирает эту профессию.
Бывшему повару Ирине Креймер 38 лет. В один момент она решила поменять жизнь и стала сиделкой. Сейчас она работает уже полтора года, но за этот период ей удалось узнать истинное предназначение этой профессии.
Она работает сиделкой уже полтора года, а в центр «Родник» её устроила работать подруга. Ранее она работала поваром и ездила в Москву на «вахту». Первым её клиентом оказалась Елизавета Ивановна Парихина.
Сейчас женщине 93 года, а сиделка ей понадобилась из-за перелома шейки бедра. Пенсионерке сложно передвигаться самой, поэтому без помощи постороннего человека ей не обойтись.
Семье Парихиных пришлось обратиться за помощью сиделки. На вопрос о том, насколько ей помогает сиделка, Елизавета Иванова скромно отвечает: «Нормально. Я стараюсь сама справляться». Однако физическое состояние пенсионерки явно не позволяет жить самостоятельно без посторонней помощи. Она сидит на инвалидной коляске, а над кроватью расположены вспомогательные приспособления.
Здесь дело скорее в достоинстве Елизаветы Ивановны, она старается сохранять его, даже сидя в кресле.
Сиделка Ирина рассказывает, что Елизавета Ивановна практически всю жизнь проработала на руководящей должности. Однако она быстро справилась с трудностями общения и смогла найти общий язык с женщиной. Она отмечает, что в этом ей помогло самообладание.
В любой работе есть как плюсы, так и минусы. Ирина Креймер с воодушевлением рассказывает о том, что приносит ей удовольствие от работы:
«Представьте себе человека, который, увы, уже не может справляться самостоятельно, и никто ему не помогает, а я могу это сделать. Меня греет уже мысль о том, что я помогаю этому человеку и делаю его жизнь легче.
Например, я прихожу после выходных к Елизавете Ивановне и вижу её радостные глаза после двух дней нашего расставания. Она радуется, что я с ней разговариваю и помогаю ей. Если ей комфортно, то и я получаю от процесса удовольствие».
|
---|
Стоит отметить, что сиделка находится с пожилым человеком весь день — с 9 до 18 часов. В этом её отличие от социального сотрудника, который приходит к клиенту и помогает ему в определённых бытовых и гигиенических вещах. Сиделка рассказывает, что её рабочий день начинается с разговора «по душам» с Елизаветой Ивановной. Ей важно понять её настроение, чтобы понять, в каком ключе дальше выстраивать день. После этого наступают гигиенические процедуры — не самая приятная часть работы. Сиделке необходимо помочь пожилому человеку принять ванну, ведь, увы, он не может теперь делать это самостоятельно. Далее обсуждается меню на день:
«Когда я готовлю на кухне, то мы обычно разговариваем. Я сажу её у окошка, она наблюдает за людьми, рассказывает, что видит. Недавно обсуждали, как поставили новую площадку во дворе. Представьте себе бабушку у подъезда, всё абсолютно также, только она сидит в собственной квартире.
Елизавета Ивановна иногда рассказывает про свой огород и про то, что она там выращивала. Так как она не может заниматься физическим трудом, то об этом приходится только вспоминать».
Оказалось, что сиделка — очень многофункциональная профессия. С одной стороны, представителю этой профессии нужно давать клиенту эмоциональную разгрузку и поддержку. С другой, полностью обслуживать клиента в бытовом плане: готовить, стирать, убирать квартиру, помогать пожилому человеку умыться, сходить в душ и туалет.
|
---|
Несмотря на практически обездвиженное положение, Елизавета Ивановна не забывает следить за собой. Заведующая рассказала, что женщина вызывает на дом парикмахеров, которые делают ей окрашивание и завивку волос. На голове пенсионерки собрана аккуратная причёска.
«В какое время не зайдешь, Елизавета Ивановна всегда в образе, с прической и прекрасно выглядит», — отмечает регулярно посещающая ее заведующая.
Заведующая отделением сиделок Оксана Пронина поделилась теми сторонами жизни сиделки, которые скрыты от чужих глаз. Оказалось, что эта работа требует серьёзной физической и психологической подготовки, а случайный человек вряд ли сможет работать.
В чем специфика работы сиделки? Есть ли отличия от профессии социального работника?
К каждой сиделке прикреплён отдельный человек. Не стоит путать социального работника в широком смысле и сиделку.
В нашем центре есть отделение социальных работников, которые тоже занимаются обслуживанием на дому, и отделение сиделок, сотрудники которого проводят с подопечными весь рабочий день. Они оказывают постоянный уход.
Сиделка приходит к 8 или 9 утра (по договорённости с клиентом) и проводит с ним весь день. Однако, например, у социального работника в обслуживании находится от 10 до 15 человек. Мы оказываем услуги, которые соцработники не всегда смогут предоставить. Например, обработка пролежней. Все сиделки проходят обязательное обучение по уходу за подопечными: как правильно поднять человека, чтобы не травмировать клиента и себя, как перевернуть обездвиженного человека, заменить гигиенические средства, посадить на санитарный стул. Работы очень много, и для её выполнения должна быть серьезная подготовка.
К нам обращаются обычно лежачие пациенты, у нас их 90%. Бывают после инсульта, перелома шейки бедра, интеллектуальных изменений, ограниченности опорно-двигательного аппарата. Обычно такие люди могут передвигаться только с помощью технических средств реабилитации или с помощью сиделки.
Каждый ли человек сможет пойти в сиделки?
Обычно все думают, что в сиделки идут бабушки. Однако это не так. Ирине Николаевне всего 38 лет, но она выбрала такой путь, потому что хочет помогать людям. Сейчас мало кто хочет пойти на такую работу. Я бы сказала, что для современных людей такая профессия не имеет актуальности.
Здесь должны работать только добрые люди, которые умеют отдавать. Если человек наполнен духовно и понимает, для чего он живёт, то он сможет так тесно работать с пожилыми людьми. Мы ведь живём не только для того, чтобы поесть, поспать и родить детей, а для того, чтобы привнести что-то хорошее в жизни людей, которые находятся вокруг нас.
Если человек приходит сюда просто как на работу, то есть только для зарабатывания денег, то здесь работать точно не получится. Пройдёт два-три месяца и произойдёт психологическое выгорание.
Уже привычно, что в идеальных ситуациях отдаём и принимаем обратно, но здесь немного другая специфика. Конечно, я могу с уверенностью сказать, что наши клиенты очень благодарные, но каждый по-своему. Надо чётко осознавать специфику работы, ведь бывают и подопечные, которые уже попросту не говорят или не осознают своих действий, а значит, и делиться эмоциями они не могут.
Приятно, что родственники с нетерпением ждут прихода сиделки. Эта благодарность очень многого стоит.
Насколько морально тяжело ухаживать за стариками?
Здесь важно сказать об эмоциональной отдаче. Сиделка не приходит только для того, чтобы сделать всё быстрее, а чтобы помочь подопечному эмоционально разгрузиться. Радость в глазах подопечных вдохновляет работать дальше. Большой плюс в нашей работе — это помощь людям. Немногие в нашем мире способны помогать людям, а ещё и за это получать зарплату в качестве небольшого бонуса.
Проведу параллель с благотворительным фондом. Не каждый человек захочет ездить по хосписам, чтобы помогать тяжелобольным за «спасибо». Однако и такие люди есть. Также и мы: только отдаём и ничего не требуем от наших подопечных взамен.
В чём сложность работы сиделкой?
Представьте себе классическую работу в офисе: вы сидите за компьютером, ушли на планёрку, побеседовали с коллегами, выполняете различные задания. Обычно приходится общаться с большим количеством людей.
А теперь задумайтесь… Сиделка приходит к человеку и находится с ним в течение восьми часов каждый день. Нужно придумать, о чём поговорить, чем увлечь. Ведь сиделка выполняет не только гигиенические и бытовые функции, но и духовные.
Некоторые из сиделок читают книги своим подопечным. Есть клиенты, которые любят классическую литературу. Одна из сотрудников рассказала мне, что в школе не читала столько книг, как на работе.
Почему сиделкой может стать только психологически сильный человек?
У пожилых людей, особенно постоянно сидящих дома, в жизни уже не происходит ничего нового, они не получают сильных эмоций. Поэтому приходится подпитываться либо за счёт людей вокруг, либо вспоминать былое. У них вся жизнь «на языке». Они всё это проживают заново, делясь воспоминаниями.
У обслуживаемых нами стариков возникает ощущение, что к ним в гости приезжают внучки, с которыми они могут поделиться самым сокровенным. Сиделки воспринимаются как родные люди, в том числе и членами семьи. Родственники вообще готовы руки целовать за то, что делают сиделки. Семьи стариков могут спокойно заниматься своими делами, работать и заниматься своей жизнью.
Сегодня в сфере социального обслуживания в России работает порядка 500 тысяч человек, из них 200 тысяч — социальные работники. Владимир Куприянов, заместитель председателя правительства Омской области, министр труда и социального развития, поздравил работников социальной сферы:
«Вы всегда рядом с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Трудолюбие и готовность оказать поддержку нуждающимся остаются главными составляющими профессии. Благодаря всем специалистам социальной отрасли пожилые люди, омичи с инвалидностью, дети и семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, получают реальную поддержку и обретают веру в собственные силы. Дорогие друзья! Благодарю вас за труд, человеколюбие и милосердие. Желаю вам сил, здоровья и улыбок от подопечных!».