В коронавирусную пандемию правительство оказалось щедрым — раздавало деньги своим гражданам. Резервы кончаются, из-за того, что экономика в упадке, снижаются и доходы. Значит нужно изыскивать дополнительные источники — законодатели их увидели в повышении акцизов на табак на 20%. Увеличение цены рождает новый контрафакт. Так считает директор по связям с госорганами табачной компании JTI Василий Груздев.
«Значительный рост цен на сигареты вследствие резкого роста акцизов приведет к катастрофическому увеличению объема нелегального рынка, который может вырасти в 2 раза, по экспертным оценкам — с нынешних 15% до 30% от всего рынка», — считает Груздев.
Но только ли в цене дело? И что можно сделать с рынком «серого» табака? Почему это важно?
Представим себя на месте предпринимателя в маленьком магазинчике. Ему надо кормить семью, а значит, зарабатывать. Как это сделать? Следуем логике.
Первое — в маленьких магазинчиках в формате «У дома» цены, как правило, выше. Конкуренция со стороны федеральных сетей огромная. До введения закона о запрете продажи алкоголя ночью, можно было выкрутиться на круглосуточной реализации пива и водки, но теперь — нет.
Значит, нужно оптимизировать и закупать что-то дешевле. Один из вариантов — сигареты.
Есть несколько проблем. На этом не заработаешь, установлена максимальная розничная цена. Давно прошли времена, когда пачка сигарет одной марки могла стоить от 60 до 100 рублей в разных точках города. Продавать выше МРЦ — попадать на штраф. Ну и табак обложили всевозможными электронными системами слежения, что опять же порождает санкции.
Значит, по этой позиции нужно закупаться там, где дешевле. Российские сигареты, с большим удельным весом налогов и акциза не подходят. Более того, с 1 июля они являются маркированной продукцией, а это дополнительные расходы по закупке оборудования для считывания штрих-кода. На помощь приходят табачные изделия из близлежащих стран — Казахстана, Армении, Беларуси. Пачка стоит гораздо ниже, а оптовая поставка в любом случае не дотянет до уровня российских цен. Предприниматель может накрутить на пачку сигарет столько, сколько посчитает нужным. Это выгодно и для покупателя.
Так, по данным «Эвотор» за сентябрь, белорусские сигареты в среднем стоят 59 рублей за пачку, отечественный контрафакт — 41 рубль, тогда как цена легальной пачки составляет 120-130 рублей. Умножаем на количество потребителей (почти 35 миллионов человек) и получаем потенциальный рынок контрафакта.
|
---|
Кассы оборудуются специальными считывателями информации с пачек сигарет. Фото: Om1.ru |
Спрос всегда рождает предложение. Если есть покупатель на сигареты без акцизной российской марки, то их будут продавать. Что может помочь? Возможно, проведение информационной кампании среди населения. О том, что табачные изделия, произведенные не в стандартизированных условиях, вредны. Например, действующий в ЕврАзЭС ГОСТ 3935–2000 чётко задаёт стандарты сигарет. А что с тем табаком, который приходит из других стран? Без введённой в России системы маркировки нельзя быть уверенным в том, что это качественная продукция, произведённая по всем ГОСТам.
Для примера, история от одного из потребителей табачной продукции.
Потребитель табачной продукции:
Естественно, я стараюсь покупать табак в торговых сетях. Но бывает, что сигареты заканчиваются не вовремя — ночью или же по дороге на работу необходимо зайти за ними. В районе работает один магазин в формате у дома. Там продают пачки только за наличные. Другого выбора нет — хоть там они и стоят дороже, и вкус немного другой, но они подходят к устройству — остальное неважно.
И таких потребителей, которым нужно просто купить пачку сигарет в удобном месте и в удобное время, — тысячи. Им неважно качество продукции, получение большего вреда своему здоровью, главное, сэкономить время. Отсюда и недополученные 10 миллиардов рублей в бюджет. Спрос есть — будет и предложение. Значит спрос на некачественную продукцию нужно искоренить. Информационная кампания по изменению отношения потребителя не только к самому табаку, а с подчёркнутым выражением вреда ещё и нелегального табака сможет изменить сознание курильщика. За примером не надо далеко ходить — после введения «антитабачного» закона число потребителей снизилось на 17 миллионов человек за 10 лет.
Будем честными, часть законодательных органов беспокоит не сам рынок контрафактной продукции как явление, а только то, что именно бюджет недополучает большое количество от акциза и НДС. Поэтому одной из альтернатив регулирования рынка табака сможет стать обязательная продажа сигарет через специализированные точки.
Этот формат позволит исключить появление того, что сейчас в магазинах закрыто ширмой, но ярко светится, привлекая внимание, в том числе и от глаз несовершеннолетних. В специализированном магазине будет всё то же самое — учитывать ассортимент продукции, обслуживание только потребителей и торговля исключительно подакцизным табаком. Крупные торговые сети, которые работают с легальными производителями, также смогут организовать свои точки сбыта — официальной продукции.
|
---|
Помочь с противодействием контрафакту могут специальные магазины табачной продукции. Фото: pixabay.com |
Не стоит забывать и другой фактор — неотвратимость наказания. Сейчас для продавцов немаркированных сигарет действует два вида ответственности — уголовная и административная. Всё зависит от суммы реализованного.
Например, уголовная ответственность начинается с суммы в 100 тысяч рублей. Это явно оптовые поставки. Работа с тем, кто пересекает границу с мешками немаркированных сигарет, приобретёнными явно не для личного употребления ведётся — совсем недавно в Полтавском районе остановили автомобиль УАЗ, в котором из Казахстана нелегально везли порядка 30 тыс. пачек китайских сигарет «Дубао».
Но больше интересна ответственность тех, кто непосредственно продаёт сигареты. Официально наказания такие:
Штраф от 5 до 10 тыс. руб. с конфискацией товара (применяется к должностным лицам).
При средней стоимости пачке в 100 рублей штраф окупается за 100 нелегальных пачек. Логично, что для пресечения контрафактной продукции штрафы стоит увеличить, причём не на самих продавцов, а на владельцев магазинов, которые нелегально продают белорусский или казахстанский табак. Тогда и штрафы платить будет «экономически невыгодно».
Проблема контрафакта табачной продукции бьёт только по российскому бюджету, а точнее, по его доходной части. По прогнозам, он должен был составить около 20 трлн рублей и доход в 600 миллиардов от реализации сигарет там совсем не лишний. В итоге корни проблемы — в маленьких российских магазинчиках, они доходят до всероссийского уровня.