Раздельное образование было широко распространено в царской России. После революции большевики запретили его. В 40-х годах прошлого века страна попыталась вернуться к этой системе обучения, однако безуспешно. Сейчас раздельные классы снова стали темой эксперимента, их практикуют некоторые частные школы в Москве, Санкт-Петербурге, а также ряд школ в Башкирии, не говоря уже о казачьих станицах Ставрополья.
Эксперимент в образовании
В Каменске-Уральском с нового учебного года два первых класса из пяти решили сделать раздельными: в одном будут учиться только девочки, в другом — мальчики. К эксперименту тщательно готовились. Одна из преподавательниц «девчачьего» класса даже прошла спецобучение и защитила диссертацию на тему раздельного образования для детей. По ее мнению, мальчики и девочки до определенного возраста по-разному усваивают информацию, полушария мозга у них работают не одинаково, а потому лучше составлять учебные программы с учетом этого. По замыслу преподавателей уроки будут специализированными. К примеру, на уроке труда девочки будут вышивать и вязать, а на уроке физкультуры заниматься хореографией. Мальчикам достанутся поделки и силовые нагрузки. Полностью изолировать школьников друг от друга педагоги не собираются — ребята будут встречаться на переменах, общих классных часах и совместных праздниках. Если опыт посчитают удачным, раздельное образование может продлиться вплоть до 11-го класса.
Мнения общественности разделились
Общество к раздельным классам относится неоднозначно, в интернете вокруг них разгорелась настоящая полемика. Сторонники такой формы обучения считают, что раздельное образование поможет детям сосредоточиться на учебе, другие же уверены, что раздельное образование лишает детей возможности учиться общаться с противоположным полом.
По опыту интернет-пользователей, раздельным обучением довольны родители девочек, а вот родители мальчиков предпочитают смешанные классы:
- А как по мне, так мальчишки и девчонки вместе все же должны учиться. Они должны получать не только новые знания в классе, но и учиться находить общий язык с противоположным полом. Мы все так выросли, и все было чудесно. Что за новый бред такой? Давайте еще всех в инкубаторы вообще посадим и дрессировать будем, — пишет противница разделения учеников по гендерному признаку.
Между тем, учителя единодушно отмечают, что в раздельных классах обучение идет «более ровно», поскольку ребята не стараются привлечь своим поведением внимание противоположного пола.
Эксперты говорят
По мнению детского психолога Татьяны Неверовой, раздельное обучение не выйдет за рамки эксперимента и не станет массовой практикой.
- Все дети индивидуальны. Разделить их по половому признаку все равно, что создать отдельный класс для блондинов и отдельный — для брюнетов. Есть много девочек, которым нравится активная физкультура — вроде футбола или баскетбола. А их заставят сидеть и вышивать. Раздельное обучение было до революции — но тогда и само общество было другим, более ортодоксальным. Сейчас же тот вакуум мужского внимания, который будет у девочек в отдельном классе, они поторопятся восполнить на улице. И не факт, что это приведет к чему-то хорошему, — пояснила корреспонденту Om1.ru психолог.
Заведующая учебной частью омской гимназии №84 Татьяна Лихачева также усомнилась в ценности раздельного образования.
- Я смотрела передачу, где пытались оправдать такую форму обучения — почему раздельное образование лучше. Связано это с тем, что девочки развиваются быстрее, а мальчики позже, что мешает полноценной учебе. Я категорически против этого, а у меня большой стаж школьной работы. Во-первых, девочки и мальчики должны научиться общаться. Мальчики учатся правилам этикета, к примеру, пропускать девочек первыми в класс. Школьные дела не делятся на «женские» и «мужские». Если дежурят в классе, они дежурят на равных. Есть множество студий, кружков или секций, где можно мальчика развить, или где девочка сможет приобрести необходимые ей навыки, — сказала Татьяна Лихачева.
P.S.
По неофициальной статистике в России более 700 школ перешли на раздельное образование. И эксперимент, проводимый в Каменске-Уральском, — это пока лишь частный опыт. И произойдут ли в образовательной системе реформы, пока сложно предположить.