В Новосибирской области уже наработан некоторый опыт обучения школьников в дистанционном формате. Резкий массовый переход на «дистант» позволил выявить ряд системных проблем.
— Конечно, мы не готовились к тому, что нам преподнесла эпидемия коронавируса, — к тотальному масштабному дистанционному образованию во всех школах. Будем надеяться, что подобные испытания дистанционного образования нам больше проводить не придётся, потому что нужно признать: такое массовое заочное образование не равнозначно общению с педагогами, со сверстниками. Тем не менее мы понимаем, что интерес к дистанционному образованию будет расти, нам нужно сделать выводы из этого опыта, из этой тренировки и скорректировать наши планы: что нам нужно сделать для того, чтобы дистанционное образование в обычном режиме стало более качественным, востребованным, удобным как для педагогов, так и для родителей, детей. И пользуясь площадкой рабочей группы Госсовета, просьба подготовить общие предложения, которые необходимы, актуальны для школ всей страны. С учётом нашего опыта, опыта наших коллег — других субъектов Российской Федерации, — поставил задачу губернатор.
Глава региона уточнил, что новый учебный год 1 сентября регион планирует начать в традиционном очном формате, готовиться к учебному году с обычными подходами к образованию. Тем не менее в Новосибирской области будут сохранены более жёсткие подходы к ведению карантина в образовательных организациях в случае увеличения в них количества заболевших, в том числе традиционными ОРВИ и гриппом.
— Для того чтобы те классы, те школы, которые вынуждены будут уходить в предстоящий эпидсезон на карантин, не отставали от программы, будем использовать опыт дистанционного образования, который мы накопили в течение этого учебного года, — подчеркнул губернатор.
В каждом муниципалитете Новосибирской области опыт организации дистанционного обучения школьников был приобретён ещё задолго до периода пандемии. Школы в соответствии со своими потребностями и задачами уже использовали различные цифровые образовательные платформы, среди них «Мобильное электронное образование», «УЧИ.РУ», «ЯКласс». С 2011 года разные модели обучения были отработаны в рамках регионального проекта «Сетевая дистанционная школа» (СДШ).
Сегодня в проекте «Сетевая дистанционная школа» участвуют более 12,5 тысяч новосибирских учеников (это около 4 процентов всех школьников Новосибирской области) из 238 школ, 35 муниципалитетов области. Разработаны электронные курсы по всем предметам. Более 800 учителей, тьюторов, координаторов сопровождают дистанционное обучение школьников в рамках проекта.
В рамках этого проекта были отработаны разные модели обучения. Например, пять дней ребята занимаются в школах, а шестой день — дистанционно. Ещё одна модель — создание межшкольных, межмуниципальных виртуальных групп, дистанционное обучение которых ведёт учитель из райцентра или из города с использованием электронных курсов СДШ.
Дополнительно для учителей в 2019–2020 учебном году было развернуто 1297 курсов из региональной системы дистанционного обучения. В результате этой работы в начале апреля все 238 школ — участников СДШ — безболезненно перешли на дистанционное обучение. А Региональная система дистанционного обучения и в период пиковой нагрузки работала без сбоев.
Несмотря на это к массовому переходу на тотальное дистанционное обучение система образования Новосибирской области не готовилась. Резкий массовый переход на «дистант» выявил ряд системных проблем. В частности, организовать качественное дистанционное обучение школьников не получалось из-за проблем технического характера: образовательные интернет-платформы не выдержали нагрузки из-за роста числа пользователей; не все педагоги оказались готовы к удалённой передаче знаний. Порой даже в рамках одной школы не существовало единой согласованной модели организации дистанционного обучения: учителя использовали множество разрозненных цифровых инструментов. Это повлекло увеличение нагрузки как на самих учителей, которым быстро приходилось осваивать новые форматы работы, так и на учеников, которые, по сути, занимались самообразованием.
C учётом опыта массового перехода на дистанционное обучение, к новому учебному году Министерство образования Новосибирской области разработает комплекс дополнительных мер, направленных на создание условий для использования цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях региона.
Сергей Федорчук уточнил, что этот комплекс будет учитывать и те мероприятия, которые реализуются в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Так, с 2020 года на территории Новосибирской области будет создано пять центров цифрового образования детей «IT-куб». Продолжится работа по обеспечению школ высокоскоростным доступом к интернету как в городской, так и в сельской местности. В школы планируется поставка нового оборудования для реализации обновлённого содержания образования по технологическому, естественно-научному, гуманитарному и иным образовательным профилям. За три года такая работа будет проведена в 532 школах Новосибирской области.
Кроме того, в августе 2020 года планируется провести повышение квалификации не менее десяти тысяч педагогических работников в области дистанционного обучения с обязательной аттестацией в форме демонстрации практического применения информационной образовательной инфраструктуры. Данное мероприятие пройдёт в дистанционном режиме.