Министр сельского хозяйства региона Евгений Лещенко доложил депутатам изменения в госпрограмму «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области». По словам главы ведомства, внесение изменений в госпрограмму обусловлено необходимостью приведения объемов финансирования программы на период 2020–2022 гг. в соответствие с Законом Новосибирской области № 454 «Об областном бюджете Новосибирской области», а также корректировкой наименований и состава основных плановых мероприятий, значений целевых индикаторов программы в связи с внесением изменений в постановление Правительства РФ.
В числе измененных индикаторов программы министр отметил включение таких показателей, как прирост товарного поголовья коров специализированных мясных пород; валовый сбор зерновых и масличных культур (за исключением рапса и сои); прирост производства молока; отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате по Новосибирской области.
Толчок к дискуссии дал председатель комитета Александр Морозов*, задав министру вопрос о количестве в АПК региона хозяйствующих субъектов, не считая личных подсобных хозяйств.
Как сообщил министр, в области работают и получают различные меры государственной поддержки порядка 1700 субъектов предпринимательства, в том числе 1097 крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. По отчетности за 2019 год — в сельском хозяйстве региона занято 28 тысяч человек без учета пищевой и перерабатывающей промышленности.
Вслед за Александром Морозовым* сомнения в этой цифре высказал депутат Сергей Гайдук.
— Делался ли анализ, сколько субсидий получают сельхозпредприятия, фермерские хозяйства и сколько платят налогов? — продолжил он вопросы к министру. — Если есть сегодня сельхозпредприятие, оно работает «в белую», платит налоги за каждого своего рабочего. Может быть, нам стоит позаимствовать опыт Алтайского края, где субсидии фермерским хозяйствам привязывают к уплате налогов? Взаимоотношения с государством должны быть в виде возвратно-поступательного движения: платишь налог — получаешь. Государственная субсидия областная как минимум не должна превышать величины уплаченных налогов.
|
---|
С точки зрения министра финансов и налоговой политики Виталия Голубенко, «самый диссонансный момент связан с теми формами поддержки, где субсидируются расходы, а не результаты производства». Причину сомнений в численности министр видит в системе ОКВЭДов.
— Некоторые предприятия через запятую указывают несколько ОКВЭДов, а используют первый, главный. Понятно, что реальная численность занятых в сельском хозяйстве диверсифицирована во многих смежных отраслях, — говорит он.
Еще одну важную проблему занятости и комплексного развития сельских территорий поднял спикер регионального парламента. Андрей Шимкив напомнил коллегам вчерашнюю публикацию в СМИ о группе компаний «Горкунов», планирующей инвестировать в новый проект в сфере мясного животноводства 30 млрд рублей.
|
---|
— Хотелось, чтобы об этих новых проектах депутаты знали. Мы впервые слышим. Доволенский район глаза открыл — уже 28 тысяч гектаров отдали. Ни одного загона нет. Просто ни одного! Я хочу к депутатам доволенским обратиться, Александр Владимирович (Морозов), к вам, Сергей Александрович (Гайдук), к вам. По крайней мере, с людьми поговорите, чтобы не отдавали земли на 49 лет. Мы уже одного монстра создали. Второго создаем… Проект ведь не только инвестиционный. Он, по сути, политический — земля уходит десятками тысяч гектаров, — акцентировал Андрей Шимкив.
Члены комитета считают, что развитие сельских территорий прежде всего связано с развитием сравнительно небольших сельхозпредприятий разных форм собственности, высказала позицию депутатов заместитель председателя комитета Ирина Диденко.
— Создание гигантских компаний, которые имеют огромные конкурентные преимущества перед малыми и средними предприятиями, заведомо приводит к их вытеснению с рынка и потере шансов на существование. И инвестиционную программу, и программу переработки сельхозпродукции, и программу развития сельских территорий необходимо рассматривать комплексно, с позиций развития сельских территорий области, — считает Диденко.
Комитет согласовал изменения в программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области». Как уточнил Александр Морозов*, «с учетом изменений и предложений, которые звучали, в том числе направленных на улучшение бюджетных взаимоотношений сельхозпроизводителей с госвластью».
* — признан Минюстом РФ иностранным агентом