Уникальность Ла-5 в том, что это единственный массовый цельнодеревянный истребитель Второй мировой войны — он состоит из дерева на 80%. Алюминий в то время обошелся бы дорого, а чтобы добиться дешевизны производства истребителей, советские конструкторы вынуждены были широко использовать дерево. Рекордсменом в проценте использованного этого материала оказался конструктор Ла-5 Семён Лавочкин.
Разумеется, деревянные детали не могли сохраниться спустя 75 лет после войны. Чтобы восстановить самолет, инженерами лаборатории НГТУ заново выклеен фюзеляж из березового шпона. Это кропотливая работа: чтобы самолет имел оригинальную прочность, нужно выклеить до 6 слоев шпона. Технология похожа на работу над папье-маше.
По словам сотрудников НГТУ, восстановление самолета заняло 16 месяцев.
— Английские авиареставраторы говорили русским еще в 90-е, что единственное, из чего можно сейчас делать самолеты, — белая канадская ель, или, иначе, спрус. Мы провели сравнительные испытания образцов из сибирской сосны и канадского спруса по международным правилам. И доказали, что сибирская сосна по прочности не уступает канадской. А российские клеи менее технологичны, но выдерживают большие нагрузки, чем английские, — говорит профессор кафедры прочности летательных аппаратов Владимир Бернс.
Попытки восстанавливать Ла-5 предпринимались и ранее, однако никому пока не удавалось создать точную копию самолета. После того как истребитель будет закончен, его передадут в музей военной техники города Верхняя Пышма Свердловской области.
пресс-служба НГТУ