Вчера, 11 июля, специалисты Центра экологического мониторинга и оперативного реагирования Министерства природы Омской области в сопровождении СМИ отправились проверять состояние воздуха. Изначально маршрут пролегал через городок Нефтяников, в котором расположено злополучное предприятие «Астра», однако тревожных звонков из Советского округа не было. В связи с этим экологический дозор оперативно принял решение о смене места дислокации.
Аркадий Аристов, главный специалист отдела государственного экологического надзора:
— Сегодня из Советского округа не поступило ни одной жалобы. Странно, ведь обычно звонки на нашу горячую линию идут с завидной регулярностью. В основном люди уже знают, на что они жалуются. Из-за постоянных выбросов они примерно понимают, что это за вещество. Больше всего звонков поступает из Советского и Октябрьского округов. Местные жители говорят, что воняет газом. Так обычно пахнет метилмеркаптан. Сотрудники эколаборатории работают посменно, с 8 утра до 8 вечера и так в круглосуточном режиме. Последнее время выезжаем каждый день и ночь. Летом так всегда. За один день может поступить от трех до трехсот звонков.
За короткий промежуток времени в Центр мониторинга поступило 17 жалоб от жителей Октябрьского округа. Мобильная экологическая лаборатория направилась в поселок Кордный. По дороге специалисты рассказали, что сегодня дует юго-восточный ветер, поэтому источником неприятного запаха могут быть завод технического углерода или расположенный в том же промышленном районе железнодорожный узел.
В районе 3-й Молодежной через открытое окно машины в нос ударил едкий запах, поэтому специалисты решили остановиться неподалеку от остановки и начать работу. Пробы воздуха вблизи промышленных площадок берутся с двух сторон — подветренной и наветренной. Вся полученная информация оперативно передается в соответствующий надзорный орган. Их два — управление Росприроднадзора по Омской области и профильное министерство.
Денис Киселев, замглавы отдела экологического надзора Минприроды:
— По данным анализа мы определяем, какое предприятие могло сделать выбросы тех или иных веществ. У компаний теплоэнергетики – одни, у предприятий химической отрасли – другие. Затем обращаемся в региональную прокуратуру, просим инициировать проверку на потенциальном загрязнителе. В случае если выбросы превышают установленные нормативы, накладывают штраф от 80 до 100 тысяч рублей. Также мы выдаем предписание, в котором просим предприятие ограничить выбросы и принять меры по ликвидации последствий. Если руководители компаний игнорируют эти требования, мы подаем в суд. По решению служителей Фемиды предприятие и вовсе могут закрыть.
С дальнейшими процедурами нередко возникают определенные проблемы. По словам Киселева, в некоторых случаях очень сложно доказать, что источником тех или иных веществ в воздухе является конкретное предприятие. Бывает и так, что данных достаточно, но предприятие-загрязнитель относится к сфере федерального экологического надзора, доступ региональных органов власти к нему ограничен. Существует целый ряд бюрократических барьеров, которые не дают зайти на предприятие с проверкой. Согласовывать внеплановую проверку приходится через областную прокуратуру, что порой существенно увеличивает срок рассмотрения обращения. Говоря проще, компания получает фору в несколько дней на устранение всех нарушений.
Завод техуглерода — одно из предприятий, которые подписали соглашение о допуске специлистов-экологов на свою территорию. Проблем после соглашения стало на порядок меньше. Отметим, что региональное Минприроды заключило подобные соглашения с целым рядом крупных промышленных предприятий.
Передвижная экологическая лаборатория оснащена шестью газоанализаторами, которые выявляют основные загрязняющие вещества (аммиак, сероводород, метан, оксид, диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы). Недавно Омский нефтезавод приобрел для этого автомобиля современный газоаналитический прибор — хроматограф, стоимостью 6 млн рублей. Новый прибор позволяет контролировать ароматические и серосодержащие соединения, на которые больше всего жалуются омичи.
Любовь Савельева, руководитель Центра экологического мониторинга:
— После приобретения и установки современного оборудования (хромотографа — прим. ред.), время на мониторинг воздуха сократилось до 36 минут. Для того чтобы измерения были точными, проводим два цикла измерений. Если этого мало, совершаем еще один — завершающий. В тот момент, пока идет анализ первой «партии», приборы производят второй забор. Хромотограф — весьма современный и технологичный аппарат. Он разделяет полученную массу воздуха на фракции, а затем определяет концентрацию каждого вещества в атмосферном воздухе и выводит полученные данные на монитор. В тот момент, когда мы только подъехали на эту точку, харибы (газоанализаторы марки Hariba — прим. ред.) показали превышение наполовину ПДК оксида углерода и почти в два ПДК сероводорода. Сейчас же идет снижение этих показателей. Вредные вещества рассеиваются. Если бы мы приехали сюда на 20 минут раньше, то превышение допустимых норм было бы гораздо выше.
То есть, как уточнила Любовь Савельева, специалисты мобильной эколаборатории и журналисты застали лишь «хвост» вредных выбросов. На показаниях приборов фиксировался спад вредных веществ в атмосферном воздухе. Однако приборы успели зафиксировать повышенное значение. Продолжать совершать заборы воздуха на этой точке специалисты посчитали нецелесообразным и отправились «патрулировать» наш город дальше. Все зафиксированные нарушения будут записаны в протокол и переданы в Росприроднадзор.