В омском парке 30-летия ВЛКСМ в этом году вырубят 115 аварийных деревьев. Уже получено разрешение на спил части из них: 25 ранее кронированных тополей заражено грибом-трутовиком, один вяз поражен вирусом, а один клен просто засох. На следующей неделе в городскую комиссию по озеленению подадут заявку на снос еще 15 тополей и 73 ив возле паркового озера.
Об этом сегодня рассказала агроном парка Ирина Гаврилова. Более того, обреченные деревья показали журналистам, чтобы ни у кого не осталось сомнений в целесообразности вырубок.
По словам агронома, смертельную угрозу представляет обычный гриб-трутовик. Если он появляется на стволе, то дерево можно считать погибшим. Вообще-то с таким соседом оно может прожить еще не один десяток лет, но главная опасность заключается в спорах, которые разносятся ветром и заражают другие растения. Поэтому с грибами борются буквально огнем и топором: чтобы уничтожить споры, деревья срубают, корни выкорчевывают и все это сжигают.
— Споры приземляются на пораненном дереве — где-то скол, где-то гвоздь вбили для объявления. После заражения появляются вредители. Они селятся на деревьях, которые ослаблены грибом, и начинают размножаться. Это короеды, кусачи. Зараженные деревья нужно спиливать, корни выкорчевывать и сжигать, — заявила агроном.
Причем этой болезни сильно подвержены тополя — особенно кронированные. По сути, израненное после процедуры дерево уже обречено: рано или поздно оно заразится спорами, а потом городская комиссия подпишет закономерное решение о его сносе. Однако Гаврилова настаивает, что кронировать тополя необходимо, по крайней мере, в людных частях парка.
Примером может послужить тополиная аллея у входа со стороны ул. Масленникова, вокруг которой зимой заливают каток. Все деревья там кронированы, большинство из них заражено трутовиком и готовится к вырубке. 25 сухих тополей уничтожат уже в этом ноябре. Новых деревьев на их месте не будет: высадки планируют делать только по периметру площадки, так что знаменитый каток среди деревьев явно сильно поредеет.
Еще 15 сухостойных тополей и 73 ивы спилят в окрестностях паркового озера. Все они также поражены трутовиком и уже отмечены синей краской. Вердикт им вынесут на ближайшем заседании комиссии.
На этом месте будут высаживать дубы и другие деревья ценных пород.
— Там идет естественное восстановление леса, молодая поросль. Белочки еще помогают. Нужно давать место новым деревьям, — рассказала Гаврилова.
Саженцы для восстановительного озеленения выращивают в собственном питомнике парка. Агроном сама собирает по городу семена — буквально с земли — и выращивает из них маленькие деревья. Лиственным породам нужно 3 года, хвойным — 5 лет, после чего молодые деревца уже можно переносить в парк.
— Выращиваем орех маньчжурский, боярышник, бархат амурский, миндаль, лох серебристый, сосну, лиственницу, пихту. Береза самосевом у нас, ее достаточно в парке, — пояснила она.
Предпочтение отдают небольшим саженцам, а не крупномерам. Дело не только в цене, но и в требуемом уходе. Чтобы крупномеры прижились, за ними должно следить гораздо большее число сотрудников, чем сейчас. Так, летом на весь парк работают 6 человек, зимой остаются только трое. Впрочем, по словам Гавриловой, маленькие саженцы приживаются даже лучше.