Деятельность отдела криминалистики Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации направлена на раскрытие и расследование преступлений, совершенных в сфере эксплуатации водного, железнодорожного и воздушного транспорта.
На сегодня в отделе проходят службу профессионалы, имеющие значительный стаж работы в следственных органах и опыт расследования тяжких и особо тяжких преступлений, среди которых — подполковник юстиции Вадим Чуркин, имеющий 13-летний стаж следственной работы. Сотрудник правоохранительных органов рассказал, что, еще будучи студентом, решил связать свою жизнь со следствием.
— С детства нравилась профессия следователя, работники которой помогают людям установить истину и восстановить справедливость, — говорит Вадим Витальевич. — С третьего курса юридического факультета в качестве общественного помощника помогал следователям. Зачастую выезжал на места происшествий, искал улики, изобличающие преступников, присутствовал при проведении допросов, проверок показаний на месте и других следственных действиях, участвовал в составлении проектов процессуальных документов, что в последующем пригодилось в начале службы, поскольку не пришлось с нуля изучать практическую часть данной работы.
В 2005 году он устроился следователем в Карасукскую транспортную прокуратуру Новосибирской области, и в последующем вся его трудовая деятельность связана с расследованием транспортных преступлений. Выяснял обстоятельства железнодорожных катастроф и аварий, должностные, таможенные и экономические преступления. Приобрел неоценимый опыт и в 2007 году был принят на службу следователем в Новосибирский следственный отдел на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Уже через три года был назначен на должность следователя-криминалиста отдела криминалистики Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, где продолжает служить и сейчас.
|
---|
Работая следователем, он всегда стремился занять должность следователя-криминалиста, поскольку считает это направление в правоохранительных органах одним из самых сложных и интересных. Следователи-криминалисты являются профессионалами высокого класса, они успешно внедряют в следственную практику технико-криминалистические средства и научные методы расследования преступлений.
Он выезжает на места совершения наиболее сложных и резонансных преступлений, в том числе по сообщениям об авиационных происшествиях со смертельным исходом пассажиров и членов экипажа, где оказывает практическую помощь следователям по обнаружению, фиксации и изъятию вещественных доказательств, а также по планированию и организации первоначальных следственных действий.
— Одним из основополагающих следственных действий по уголовным делами по фактам катастроф и аварий на объектах транспорта является осмотр места происшествия, — констатирует подполковник. — Поэтому следователь-криминалист играет незаменимую роль при его производстве.
|
---|
По результатам осмотра места происшествия, по данным уголовным делам, получается до 70% доказательств, и только при тактически правильной его организации и изъятии необходимых предметов (средств объективного контроля, мобильных телефонов, навигационных средств и др.) удается установить причины происшествий и привлечь виновных лиц к уголовной ответственности. Зачастую от небольшого конструктивного элемента транспорта зависит судьба уголовного дела в целом, и в случае если он не будет обнаружен на своем штатном месте, приходится производить крупномасштабные поисковые мероприятия, невзирая на труднодоступность местности и низкие температуры окружающего воздуха.
— Однажды мне приходилось выезжать на места происшествий и проводить поиски в горах Алтая, в районах Крайнего Севера Красноярского края, в болотистой и таежной местности, — говорит Чуркин. — В этой связи запомнилось уголовное дело, возбужденное по факту крушения в ноябре 2010 года вертолета «Ми-8Т» в Тарском районе. При крушении вертолет загорелся и разрушился, что повлекло смерть девяти пассажиров.
При осмотре фрагментов воздушного судна не удалось обнаружить катушку-регистратор бортового речевого самописца, которая была утеряна при крушении. Катушка имела решающее значение для установления причины авиакатастрофы. Вадим Чуркин почти десять дней обследовал местность. В результате помог металлоискатель и сплошное обследование местности. Катушку все же удалось найти и передать в Межгосударственный авиационный комитет для исследования.
|
---|
В 2014-м по уголовному делу по факту крушения вертолета «Ми-8Т» на северном склоне хребта Тумат-Тайга в Кызылском районе Республики Тыва для осмотра воздушного судна пришлось подниматься на высоту 2 381 метр над уровнем моря.
— Пришлось стать альпинистом, — разводит руками подполковник. — Было очень трудно, так как раньше не имел опыта горного восхождения. Но чего не сделаешь ради любимой работы. Зато сумел найти и передать в Межгосударственный авиационный комитет GPS-навигатор, с помощью которого был установлен маршрут, по которому следовал вертолет непосредственно перед крушением.
По его мнению, при проведении поисковых мероприятия большое значение имеет удача, но она сопутствует лишь тому, кто упорно и твердо стремится к положительному результату, верит в его осуществление и с этой целью делает все возможное для поиска, применяя теоретические знания, практический опыт и интуицию.
Современные технико-криминалистические средства, направленные на раскрытие преступлений, вызывают особый интерес у Вадима Витальевича. Он постоянно интересуется методикой и тактикой ее применения, изучает соответствующие методические материалы и перенимает опыт других сотрудников. Отдел криминалистики Западно-Сибирского следственного управления на транспорте с непосредственным участием Чуркина разработал и внедрил программу для ЭВМ — «Информационная система — учет авиационных событий в Российской Федерации».
Главной целью «Информационной системы — учет авиационных событий в Российской Федерации» является систематизация сведений обо всех авиационных событиях, в том числе совершенных вынужденных посадках, произошедших на территории Российской Федерации и выявление одних и тех же воздушных судов (членов летного экипажа, наземных служб и т. д.), участвующих в них.
При разработке указанной информационной системы реализован механизм сбора и аккумулирования различных информационно-методических документов, регламентирующих в том числе правила эксплуатации и обслуживания воздушных судов, а также копий наиболее важных процессуальных документов по уголовным делам в сфере авиационной безопасности.
За подполковником закреплен мобильный комплекс по сбору и анализу цифровых данных «UFED», с использованием которого он осматривает цифровые устройства, из которых извлекает сведения о входящих и исходящих соединениях, СМС- и ММС-сообщениях, сведения о контактах лица, которому принадлежит телефон. Помимо этого, производится поиск и восстановление удаленных пользователем записей и файлов. Особенно эффективно применение комплекса по сбору и анализу цифровых данных по уголовным делам о коррупционных преступлениях.
|
---|
Так, по уголовному делу, возбужденному в мае 2015 года по факту хищения путем обмана должностными лицами Управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу денег в размере 1 325 348, 86 рублей, в ходе обысков по месту жительства обвиняемых изъяты мобильные телефоны, которые подполковник в последующем осмотрел с применением аппаратно-программного комплекса UFED. В ходе осмотра телефонов удалось восстановить ранее удаленную переписку, свидетельствующую о совершенном хищении.
Он убежден, что за современными технико-криминалистическими средствами и экспертными исследованиями, применяемыми при расследовании преступлений, – будущее. С помощью них в последние годы раскрывается множество преступлений, которые еще лет 10 назад остались бы нераскрытыми.
В юрисдикцию Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ входит девять субъектов Российский Федерации, в связи с чем много времени приходится проводить в служебных командировках. Расстояния огромные, утром можно находиться дома, где лето и светит солнце, а уже вечером оказаться за полярным кругом в условиях зимы.
— Много времени уходит на дорогу, которого и так не хватает, — сожалеет Вадим Чуркин. — Но, как говорят наши коллеги: «Следователь-криминалист — это универсальный солдат». Он должен быть хорошим следователем, техником, отчасти экспертом и оперуполномоченным. Вместе с тем не должен забывать и правовую работу, выполняя функции процессуального контроля за расследованием уголовных дел. Как старший товарищ он должен помогать следователю в его нелегком труде.
При этом всегда старается найти время и для семьи: жены и двухлетнего сына. Старается быть примером для него, чтобы вложить такие качества, как ответственность, честность и порядочность. Очень благодарен своей жене, которая понимает его работу и всячески поддерживает стремление мужа делать эту работу качественно. Считает, что без надежного тыла не может быть и хороших результатов в работе. Если дома все хорошо, то это отразится и в профессии. Интенсивный режим службы почти не оставляет времени для увлечений следователя-криминалиста, среди которых – спорт и рыбалка. Но по возможности он старается находить время и для этого, поскольку в профессии следователя очень важно уметь отвлекаться, не зацикливаться на тех негативных моментах, с которыми неизбежно приходится сталкиваться, любимое увлечение и спорт подходят для этого лучше всего.
Каждый следователь-криминалист должен быть всесторонне развитой, интересной личностью, любить свое дело, постоянно профессионально самосовершенствоваться, что неизбежно приведет к успеху в нашем непростом, но благородном пути служения Отечеству.