Вчера утром, 12 июня, в новосибирский Центр реабилитации диких животных доставили осиротевших совят из Омска. Пернатое семейство еще недавно жило на высокой сосне в садовом товариществе «Тепличный-2» в Ленинском округе. Однако, как сообщила в соцсетях омичка Полина Шалом, «какой-то веселой компании ночное уханье совы не понравилось, и птицу в итоге убили. Ее тело нашли утром на участке, а в гнезде остались голодные совята».
Неравнодушные омичи начали искать варианты спасения осиротевших малышей. Большинство предлагали забрать их к себе в качестве домашних питомцев. Но нашлись и те, кто рассказал о том, что пристроить совят разумнее всего в новосибирский Центр реабилитации диких животных. Вчера утром пушистики были там.
«Совята уже довольно самостоятельные. Еще недельки полторы, и они бы уже сами выбрались из гнезда», — рассказала порталу Om1.ru Алиса Богомолова, координатор Центра реабилитации диких животных (ЦРХП НСО).
Девушка поделилась, что малыши чувствуют себя прекрасно. Стресса от дороги и смены места пребывания, судя по их поведению, они не испытали. Аппетит у пернатых потрясающий.
Новыми воспитанниками центра, предположительно, стали два самца и самка ушастой совы. В дикой природе птицы живут около 10 лет. В неволе при правильном содержании срок их жизни может достигать 15 и даже 20 лет. Но здесь важен грамотный уход.
Алиса Богомолова:
— Когда я читала комментарии к посту об омских совятах, была шокирована безграмотностью людей. Большинство предлагали забрать птиц к себе. Эти порывы понятны — модно, мимимишно… Но люди просто не понимают, какая это ответственность. Выкармливать сов в неволе очень сложно. Им не подходит обычное мясо из магазина. В живой природе эти птицы питаются мышами, другой рацион для них опасен. Но девушку, которая об этом писала, все просто обсмеяли…
Омским совятам новосибирские орнитологи тем временем уже подыскивают новые гнезда, чтобы подсадить их к другим птенцам аналогичного возраста. Процесс этот довольно сложный. Недавно, к примеру, спасенного совенка сотрудникам центра пришлось вести в Алтайский край — ближе подходящего гнезда просто не оказалось. После этого за «подкидышами» еще какое-то время ведется наблюдение. Важно, чтобы малышей приняли их новые родители. Но есть и еще одна задача — сохранить у животных страх перед человеком.
Алиса Богомолова:
— Уже больше года наш центр работает по новой методике, которая нацелена на то, чтобы возвращать в живую природу всех спасенных животных. Именно поэтому мы не имеем права к ним привязываться. Питомцы должны понимать, что человек — это страшно. Поэтому даже во время кормления мы стараемся с ними не контактировать и даже специально пугаем, шуршим пакетами например.
Новосибирский центр реабилитации не единственный в Сибири. Подобные организации функционируют в Красноярске, Барнауле и Кемерове, где помогают не только пернатым, но и животным. В частности, сейчас в Новосибирске на реабилитации находится журавль с огнестрельным ранением, маленькие утята, хамелеон, бельчата, дрозды, скворцы и даже снегири. Ежегодно новую жизнь здесь обретают около ста животных, и их количество постоянно растет.
Алиса Богомолова:
— Некоторые воспитанники остаются на ПМЖ у наших волонтеров. Привыкая к человеку, они впоследствии просто не в состоянии вернуться в дикую природу. Там они не выживают. Не всегда питомцев удается спасти и в самом центре. Стопроцентно выживают в основном те, кого сюда привозят, чтобы выкормить. Но в наш центр нередко поступают и животные с серьезным травмами: сломанными позвоночниками, перебитыми лапками, отеками дыхательных путей после пожаров. Не всех удается спасти. В частности, сейчас мы боремся за жизнь бельчонка, который во время прыжка упал с дерева и получил серьезные травмы. Пока он очень вялый, но идет на поправку, поэтому мы надеемся, что малыша удастся спасти.
Существуют подобные центры исключительно на пожертвования энтузиастов. С организацией работают волонтеры, ветклиники, орнитологи и просто неравнодушные горожане, которые помогают с перевозкой животных, их лечением и приобретением кормов.