Омская область готовится к новой эпидемии африканской чумы свиней. Сейчас на территории региона не осталось ни одного очага, вирус не циркулирует уже на протяжении двух месяцев. Однако ветеринарные службы не исключают, что вспышка может повториться. По словам министра сельского хозяйства Максима Чекусова, регионы европейской части России, которые столкнулись с АЧС раньше, чем Омская область, борются с ней уже 5-8 лет. Поэтому чиновники реалистично оценивают ситуацию.
В частности, Минсельхоз купил два мобильных комплекса термической утилизации биологических отходов. Проще говоря, это крематории на колесах, в которых будут сжигать трупы павших от АЧС животных. Они представляют собой грузовики повышенной проходимости с печами, сжигающими туши при температуре 650-850 градусов. Региональному бюджету эти махины обошлись в 8 млн рублей. Деньги выделили из резервного фонда облправительства для более оперативной борьбы с АЧС и другими особо опасными инфекциями, например, сибирской язвой.
Дело в том, что раньше трупы свиней вывозили на специальные полигоны, место которых нужно было согласовать с местной администрацией, Россельхознадзором и МЧС. При этом их приходилось провозить по территории населенного пункта. Это не очень удобно само по себе, к тому же жителей ужасали огромные костры со специфическим запахом. Теперь грязную работу можно делать проще и быстрее, прямо во дворе инфицированного хозяйства.
Владимир Плащенко, начальник Главного управления ветеринарии:
— В очагах зараженные свиньи не вывозятся за его пределы, а в условиях населенных пунктов утилизировать их невозможно. Мы вывозили их на место кремации, сейчас же можно сделать это на месте… С приобретением данных комплексов повысится оперативность реагирования на обнаружение трупов павших животных, исключение особо опасных болезней, в том числе и для человека. И, конечно, мы сможем утилизировать свиней в очагах.
Сегодня на территории ГУ ветеринарии Омской области (ул. 22-го Партсъезда, 100, к.1) чиновникам и журналистам показали тест-драйв свиных крематориев. К счастью, обошлось без настоящих трупов — в печи сожгли муляж. Его загрузили ковшом в специальный контейнер, включили оборудование и довели температуру до 850 градусов. Процесс прошел незаметно — ни дыма, ни запаха никто не видел. По сравнению с открытыми кострами это гораздо более экологичный подход.
Также машины предназначены для утилизации трупов животных, обнаруженных вне населенных пунктов, например, в лесополосах или на свалках. Комплексы просто подъедут и сожгут их. Весь процесс занимает четыре часа, за которые можно уничтожить 500 кг биологических отходов.
При массовом падеже свиней мобильные крематории не спасут — их используют только в очагах и для найденных «бесхозных» трупов. Тем не менее они могут облегчить многие негативные последствия с минимальным экологическим ущербом. В дальнейшем планируется закупить еще шесть таких машин — по две штуки в течение трех лет.
Кроме закупки техники, Минсельхоз ужесточает контроль за соблюдением ветеринарных требований. По словам Чекусова, главная проблема сейчас — личные подсобные хозяйства.
Максим Чекусов, министр сельского хозяйства Омской области:
— Усиленно проводим мониторинг по Омской области. Самое важное — выстроить систему работы, чем мы сейчас и занимаемся. С фермерскими хозяйствами и свиноводческими комплексами у нас полное взаимопонимание, а личные подсобные хозяйства как-то остались в стороне от контроля. Поэтому теперь главы поселений и ветеринарные службы должны зайти в каждый двор и посмотреть, соответствуют ли условия содержания. Потому что во всех очагах АЧС было очень много замечаний. Если мы хотим дальше избежать вспышек, то нужно дисциплинироваться.