На прошлой неделе в Законодательном Собрании состоялись публичные слушания по исполнению бюджета региона за 2016 год. «Ва-БанкЪ» обратился к специалистам регионального минфина с вопросами, которые интересуют омичей.
|
---|
Жители привыкли считать свою область бедным регионом. А как обстоят дела на самом деле — сколько налогов собирается и много ли область оставляет себе?
На протяжении последних лет на территории Омской области стабильно собирается больше 100 млрд рублей налогов в год (см. рис 1). В 2016 году предприятия заплатили в бюджеты разных уровней 148 млрд рублей. Это достаточно внушительная сумма, четвёртый показатель по Сибири. Больше нас в Сибирском федеральном округе собирает только Красноярский край, Иркутская и Новосибирская области.
|
---|
Рис 1 |
Мы привыкли сравнивать себя с новосибирцами. Так вот, в Новосибирской области, которую омичи считают намного богаче своей родины, за 2016 год было собрано 158,2 млрд рублей налогов, то есть всего на 10 миллиардов больше.
Другое дело, что доли налогов, которые остаются на территории региона у Омской и Новосибирской областей сильно разнятся (см. рис 2). Омская область оставляет у себя порядка 45% от собранных налогов, Новосибирская область — больше 70%.
|
---|
Рис 2 |
Показатели:
1) всего собранно налогов на территории НО 2015 — 142 млрд рублей, НО 2015 — 158,2 млрд рублей, ОО 2015 — 123 млрд рублей, ОО 2016 — 148 млрд руб.
2) осталось налогов в консолидированном бюджете региона НО 2015 — 103 млрд руб, НО 2016 — 120,5 млрд руб , ОО 2015 — 55,8 млрд руб, ОО 2016 — 64,6 млрд руб.
Почему так происходит, объясняет министр финансов Омской области Вадим Чеченко:
— Разница объясняется особенностями федерального налогового законодательства. Во-первых, на территории Омской области есть предприятие, которого нет в Новосибирске — это наш нефтезавод. Он платит огромный объём акцизов — более 40 млрд рублей, которые сначала поступают в Москву, а потом оттуда распределяются по всем регионам страны. Во-вторых, это объясняется особенностями структуры омской экономики. У нас много крупных промышленных перерабатывающих предприятий, обязанных работать на общей системе налогообложения, где значительная часть налогов уходит в федеральный бюджет. В Новосибирске преобладают более мелкие предприятия, работающие на упрощённой системе налогообложения, и большая часть налогов остаётся на территории региона.
Многие думают, что раньше Омская область жила лучше благодаря налогам нефтезавода. Теперь предприятие платит основную часть налогов в Санкт-Петербург, действительно ли это так?
Данные, сколько конкретно налогов платит омский нефтезавод в бюджеты Омской области и Санкт-Петербурга, относятся к категории налоговой тайны. Их имеет право озвучивать только сама компания «Газпром нефть». К сожалению, ни омским властям, ни даже местной налоговой службе не известно, сколько налогов предприятие уплачивает в бюджет Санкт-Петербурга, поэтому сделать корректное сравнение не представляется возможным.
Действительно, в 2005 году налоги тогда ещё «Сибнефти» составляли больше половины всех налоговых доходов областного бюджета. Сейчас «Газпромнефть-ОНПЗ» даже не является главным налогоплательщиком региона, а занимает 2–3 место по отчислениям в областной бюджет (см. рис 3).
ТОП-10 крупнейших налогоплательщиков в областной бюджет
|
---|
Рис 3 |
Вадим Чеченко, министр финансов Омской:
— Когда омичи говорят о справедливом распределении налогов нефтезавода, они часто забывают, что «Сибнефть» забирала налоги в других регионах своего присутствия, чтобы заплатить их в Омске. Это тоже было не вполне справедливо. Сегодня проблема «налогов нефтезавода» сводится в первую очередь к вопросу справедливого распределения налога на прибыль. Есть определённые инструменты, которые позволяют его проводить, — это институт консолидированных групп налогоплательщиков. Что такое КГН? Представим холдинг, отдельные предприятия которого расположены в разных регионах России. Если работает механизм КГН, то прибыль со всех предприятий холдинга собирается в «общий котёл». Уплата налога на прибыль в регионах производится из этого «котла» пропорционально вкладу каждого структурного подразделения в общий результат. Этот вклад измеряется разными показателями: объёмом производства, стоимостью основных средств, фондом зарплаты, количеством работников. К сожалению, в России механизм КГН существует в недоработанном формате. Мы считаем, что решить вопрос со справедливым распределением налогов нефтезавода, который постоянно поднимают омичи, можно только корректировкой федерального законодательства о КГН. Безусловно, это не простая задача. Мы уже представили свои предложения федеральным властям, и будем продолжать работу в этом направлении.
|
---|
Бытует мнение, что омские чиновники не умеют привлекать федеральные деньги в регион.
Это не так. Если опять сравнивать себя с Новосибирской областью, то можно сказать, что в 2017 году мы уже привлекли на миллиард больше федеральных средств, чем новосибирцы. Другое дело, что в последние годы власти сокращают объёмы денежных перечислений регионам, и Омская область здесь не исключение. В 2016 году объём федеральных трансфертов в областной бюджет составил 15 млрд рублей. Омская область получила деньги по 41 программе субсидирования. Активнее всего федеральные средства привлекают региональные министерства сельского хозяйства, строительства, здравоохранения.
Сколько составляет бюджет Омской области и куда тратятся бюджетные деньги?
Расходы регионального бюджета в 2017 году, как и в 2016-ом, составляют 75,5 млрд рублей. Большую часть своей казны область тратит на финансирование так называемых социально-культурных расходов. На эти цели ежегодно уходит порядка 70% всех средств. Самые большие траты областного бюджета идут на сферы образования, здравоохранения и социальной политики (см рис 4). По итогам прошлого года, на зарплаты бюджетникам из областного бюджета было выделено 24,7 млрд рублей. На социальную поддержку населения (пособия, льготы) ушло 12 млрд рублей. Меры соцподдержки получил каждый четвёртый житель Омской области. Ещё 9 млрд рублей из казны направили в фонд ОМС. На эти деньги обеспечено оказание медицинской помощи неработающему населению области — пенсионерам, детям, временно безработным.
|
---|
Рис 4 |
Помимо социально-культурных расходов, есть и экономические — это траты на поддержку сельского хозяйства, строительство различных объектов, переселение граждан из аварийного жилья, дорожный фонд.
Отметим, что дорожный фонд Омской области в 2016 году серьёзно вырос и составил 7,2 млрд рублей. Наверное, все омичи заметили, что ситуация с дорогами за прошлый год значительно улучшилась — это прямое следствие двукратного увеличения финансирования дорожного фонда из регионального бюджета. Жители могут не волноваться, что это была разовая акция. В 2017 году дорожный фонд также будет большим, он составит не менее 7,7 млрд рублей. Такой объём финансирования позволит региональному Министерству финансов за несколько лет кардинально поменять ситуацию с качеством омских дорог.