5-е место: экзамен на японского хирурга
Микросуши и дохлая муха
Кто готовит суши-ролл из одной рисинки? Тульский левша осваивает японскую кухню, чтобы побаловать кулинарной экзотикой подкованную блоху? А вот и нет! Это выпускники японских медицинских вузов сдают экзамен на право учиться на хирургов в интернатуре Центральной больницы японского города Курашики (или Курасики).
В хирургическом отделении Центральной больнице Курасики стандартной проверкой медицинских знаний не ограничиваются. Будущий хирург должен продемонстрировать виртуозное владение инструментами. На экзамене от абитуриентов требуют выполнить с помощью хирургических инструментов три задания. Во-первых, сложить фигурку в технике оригами из квадратика бумаги размером не больше фаланги мизинца. Во-вторых, собрать в единое целое разрезанный на 13 частей трупик мухи или жучка. В-третьих, смастерить как можно больше суши из ингредиентов в самых минимальных пропорциях. Достаточно сказать, что на один ролл приходится всего одно зёрнышко риса. На каждое задание отведено ровно 15 минут.
Хотя из людей со стороны с этим экзаменом справился бы разве что омский микроминиатюрист Анатолий Коненко, будущим японским интернам-хирургам испытания должны быть под силу. Ведь у них есть медицинская подготовка и возможность потренироваться заранее. Поэтому мы ставим этот сложный экзамен на последнее место рейтинга.
Фото: Kurashiki Central Hospital
4-е место: вступительные экзамены до ЕГЭ
«Раньше было лучше?»
Впервые ЕГЭ в экспериментальном режиме провели в 2001 году, а в 2009 году утвердили во всей стране. Поинтересуйтесь у своих родителей и старших братьев с сёстрами, как абитуриенты поступали в вузы до этого.
Выпускники одиннадцатых классов сдавали две серии экзаменов: выпускные в школах и вступительные в вузах. И школьные экзамены были не так страшны, то вузовские вызывали особый трепет. В девяностых и в начале нулевых университеты, институты и академии включали во вступительные экзамены на престижные специальности задания по темам, которые в школе не проходят. Изучить эти темы можно было на платных подготовительных курсах при учебном заведении. Оплачивать курсы в течение нескольких месяцев, а то и пары лет, могли только семьи с достатком. Поэтому даже самые талантливые ребята из малообеспеченных семей или из сельских школ проваливались на вступительных испытаниях. Шансы попасть в иногородний вуз определялись тем, насколько репетитор абитуриента на его малой родине угадал с содержанием местной «внешкольной программы».
Если описанная ситуация показалась вам не особенно тупиковой, напоминаем: в девяностые годы уровень жизни у большинства российских семей был гораздо ниже, чем в наши дни, а абитуриентов из-за высокой рождаемости было несравнимо больше.
Фото: gazeta.ru
3-е место: экзамен на карманника
«По чужим, по буржуйским карманам стал рубли и копейки считать»
В конце XIX — начале XX века самой успешной воровской кастой в России считались неуловимые карманники: без дохода они никогда не сидели. Чтобы незаметно вытащить у прохожего бумажник или снять дорогие часы, требовалась виртуозная ловкость рук. Это вам не в XXI веке рассеянных пассажиров, уткнувшихся в гаджеты, обкрадывать! С возрастом, когда руки начинали дрожать и плохо слушаться, карманники «переходили на тренерскую работу» — обучали своему «ремеслу» молодых воришек. Представьте, даже в «школе» карманников обучение завершалось выпускным экзаменом!
О содержании этого экзамена остались разные свидетельства. Чаще всего рассказывают, что ученику необходимо было на улице вытащить у жертвы кошелёк, пересчитать в нём деньги и так же незаметно подсунуть вещь обратно. Почему юный карманник возвращал купюры законному владельцу? Существует два объяснения. Романтическое: законы «воровской чести» не позволяют наживаться на ненастоящей краже. Прагматическое: если ученик всё же «завалит экзамен», то ему будет проще отвертеться от наказания — у жертвы ведь ничего не пропало.
Сонька Золотая Ручка тоже не брезговала карманными кражами.
Фото: www.kulturologia.ru
2-е место: средневековый цеховой экзамен
Надоело работать на дядю
В средневековой Европе ремесленники одной профессии объединялись в союзы — цеха. В цехах состояли только владельцы мастерских — мастера. Им помогали ученики и подмастерья. Пожалуй, любой подмастерье мечтал открыть свою мастерскую, чтобы трудиться не на мастера, а на себя, и набирать бесплатную рабочую силу — подростков-учеников. Но право на статус мастера давал только цеховой экзамен.
Испытание состояло из двух частей. Во-первых, следовало изготовить шедевр — вещь, созданную из самого дорогого материала по всем правилам искусства. Во-вторых, нужно было «накрыть поляну» экзаменаторам — устроить хорошее застолье членам цеха. Стоит отметить, что мастера не особо-то желали плодить новых конкурентов и расставаться с подмастерьями. Поэтому легко могли раскритиковать шедевр, «кошмаря бизнес» в самом его зачатке. Тогда подмастерью приходилось на время прощаться с мыслью о своём деле и копить деньги на «пересдачу» — изготовление нового шедевра и организацию новой пирушки.
По некоторым свидетельствам, в цеха объединялись и представительницы древнейшей профессии. Но данных о том, что в этой отрасли учениц допускали в мастерицы после экзамена-шедевра, история не сохранила.
Средневековая миниатюра. Источник: classes.bnf.fr
1-е место: экзамен на шамана
Если экзамен не сдаётся, абитуриента уничтожают
Вряд ли это испытание возьмут на вооружение создатели телешоу «Битвы экстрасенсов». Вот как в маленькой африканской стране Гвинее раньше определяли, кто достоин стать шаманом.
Если родители замечали в маленьком сынишке сверхъестественные способности, то отводили его к местному шаману с просьбой взять в ученики. Есть ли у мальчика дар, «главный экстрасенс племени» выяснял очень просто. Он пёк девять одинаковых хлебцев и просил «абитуриента» выбрать один и съесть. Очень похоже на традиционный экзамен с вытягиванием билета, не так ли? Но отличие колоссальное: восемь из девяти хлебцев были отравлены.
Фото: www.africahunting.com
Если ребёнок оставался жив, он становился учеником шамана, а потом и сам начинал колдовать на благо племени. У жертв необоснованных родительских амбиций шанса на пересдачу уже не было… Вам даже после этого кажется страшным ЕГЭ?!