Напомним, резкий химический запах появился в Омске после 8 марта. Пик выбросов пришелся на 9–10 марта. Больше всего на выбросы жаловались жители Советского и Кировского округов. Замеры показали, что в атмосфере находится этилмеркаптан, причем его концентрация в воздухе превышала установленные нормы в 400 раз.
После указанных дат выбросы происходили как минимум трижды. По факту массовых выбросов Следственный комитет России по Омской области возбудил уголовное дело. Источник выбросов находился в северной промзоне, но контролирующие органы затруднялись его определить. Но сегодня на совместной пресс-конференции Минприроды, Росприроднадзора и МЧС было объявлено о том, что наиболее вероятным источником выбросов является все-таки Омский нефтезавод, вернее очистные сооружения предприятия, где сейчас проводит работы одно из предприятий-подрядчиков. С соответствующим заявлением выступил представитель Росприроднадзора.
Сергей Еремин, исполняющий обязанности руководителя управления Росприроднадзора России по Омской области:
— Основное количество жалоб поступало 9 марта. В зоне выбросов оказались Советский и северная часть Кировского округа, ко второй половине дня была охвачена и вся центральная часть. У нас запах в России не нормируется. Но нормируются загрязняющие вещества, которые разрешены к выбросам. Мы создали две группы, забор проб взяли там, где было наибольшее количество жалоб. Ведомственная лаборатория не выявила нарушений. Но Центр мониторинга выявил превышение этилмеркаптана в 400 раз. Первым делом мы выехали в Дружино. Наша ошибка была в том, что мы сосредоточились на этилмеркаптане. Но методом отсева к 17 числу сузили круг предприятий, которые находятся в северном промузле. На 19 число остались только 4 предприятия, работающие с этилмеркаптаном. Я заверил прессу, что мы найдем предприятие, виновное в выбросах. Поступила информация, что в емкостях завода пластмасс мог находиться этилмеркаптан, туда приехали наши специалисты, но ничего не нашли. В итоге 19 числа взяли пробы в буферных прудах нефтезавода. Сейчас круг сузился до одного предприятия — ОНПЗ.
Ранее сообщалось, что содержание этилмеркаптана на очистных сооружениях Омского нефтезавода превышено в 64 раза. Пруды, на которых проводились замеры, работают с 1958 года, за все эти годы в них могло скопиться огромное количество разных веществ. Сам нефтезавод, по словам представителя Росприроднадзора Еремина, уже выступил с устным заявлением о том, что этилмеркаптана на очистных не может быть, а если он там есть, то только по причине нарушения технологий. Но контролирующие ведомства уверены в том, что в буферных прудах ОНПЗ, содержащих отходы, ядовитые вещества есть. Сейчас этот спор должны решить эксперты химических лабораторий научных институтов и академики РАН.
Сергей Еремин, исполняющий обязанности руководителя управления Росприроднадзора России по Омской области:
— Я лично считаю, что в буферных прудах ОНПЗ может быть этилмеркаптан. Сейчас на прудах проводят вскрышные работы. Часть накопившихся отходов вывозят на полигон. Часть перерабатывают с соломой. Росприроднадзор ждет объяснения, зачем на заводе это делают и как будут перерабатывать. Личное мое мнение — у нас зима и поэтому жидкость на прудах была в замерзшем состоянии. На буферных прудах по прежнему лед, но он был вскрыт. Сегодня-завтра будут брать пробы и разбираться, что это за вода и брать анализы. Лед был вскрыт методом экскавации. И транспортировка и экскавация сопровождалась наличием химических запахов.
Как заявил Еремин, ведомство определилось с планом мероприятий на ближайшее дни. Сегодня ночью эксперты Минприроды активно работали, в том числе и на ОНПЗ. После результатов будут приниматься соответствующие меры. Представитель Росприроднадзора отметил, что за работы на очистных сооружениях несет ответственность генподрядчик, но ведомство пока не называет участвовавшие в работах организации.
Напомним, что несмотря на многочисленные жалобы омичей контролирующие ведомства отказывались называть подозреваемое в выбросах предприятие. Вчера с жестким заявлением по этому поводу выступил губернатор Виктор Назаров. Он потребовал, чтобы конкретного виновника назвали в течение двух суток, иначе у населения складывается впечатление, что власти покрывают нарушителя, травящего омичей ядовитыми веществами.