Сегодня, 10 марта, сотрудники силовых ведомств, педагоги, чиновники, представители разных конфессий в Омске на круглом столе обсудили подростковые «группы смерти». Основным вопросом стал следующий: как не допустить попадания ребенка в такие сообщества.
По словам заместителя начальника управления участковых уполномоченных и и ПДН УМВД по Омской области Сергея Руденко, количество суициадальных групп в соцсети приняло масштаб стихийного бедствия. С прошлого года их число возросло до 300.
Сергей Руденко, заместитель начальника управления участковых уполномоченных и ПДН УМВД по Омской области:
— Необходимо улучшить систему профилактики подросткового суицида. В соцсетях появились многочисленные группы смерти. Первые упоминания о такой игре появились в 2015 году. «Тихий дом», «Синий кит», «Семейство китов» и другие вариации. Сейчас существует 300 таких «групп смерти».
В свою очередь начальник отдела криминалистики регионального следственного комитета Иван Козлов напомнил присутствующим, что в России пока не предусмотренно уголовной ответственности за вовлечение в подростковые суицидальные паблики. Но движение в Госдуме в этом направлении уже идет.
Иван Козлов, начальник отдела криминалистики следственного комитета по Омской области:
— В последние годы появиось много «групп смерти». Зачастую лица знают подростковую психологию и доводят детей до самоубийства. Сложности в том, что несовершеннолетние не говорят родителям об этом. Другая проблема — у нас нет уголовной ответственности за вовлечение в такие группы. Вчера группа депутатов Госдумы во главе с Ириной Яровой внесла такой законопроект.
В то время как первый заместитель министра образования Омской области Татьяна Дернова посоветовала родителям найти детям альтернативу интернету и учиться разговаривать с подрастающим поколением.
Татьяна Дернова, первый заместитель образования министра Омской области:
— Дети должны иметь альтернативу интернету. Проблема «групп смерти» появилась в 2014 году. Мы специально ездили в Павлодар, где разговариливали с суицидологом. Он пояснил, что дети во второй половине дня остаются без контроля родителей. Взрослые должны чаще общаться с ребенком. Мы, педагоги и родители, должны понимать и чувствовать детей. Не нужно классному родителю изобретать велосипед. Каждый раз нужно напоминать ребенку, что безвыходных ситуаций не бывает.
В то время как уполномоченный по правам ребенка в Омской области Елизавета Степкина заявила, что нужно внимательно отслеживать, с кем ребенок общается в соцсетях.
Елизавета Степкина, уполномоченная по правам ребенка в Омской области:
— Внимание родителей к детям будет постоянным. Надо отслеживать внимание подрастающего поколения, с кем они общаются в соцсетях. Это самая главная задача — привлечь родителей к работе со своими детьми.
К обсуждению присоединились и представители регилигиозных конфессий региона. Так, секретарь Омского епархиального управления Михаил Вивчар посоветовал привести ребенка в церковь.
Протоиерей Михаил Вивчар, секретарь Омского епархиального управления:
— Без интернета мы уже не можем жить. Неужели детей трудно привлечь не только, чтобы следить за происходящим в сети, но и для повышения своего интернет-профессионализма? Надо, чтобы ребенок чтил родителей и занимался домашними делами или в кружках. И у него не будет времени внедряться в мировую паутину и губить себя дальше. Нужно воспитывать ребенка, а в воскресенье привести его в храм. Тогда он не будет заинтересован в ненужных вещах. Нужно научить ребенка первоочередному — заботе о собственной душе. А мы губим душу, и дети сидят в айфонах.
Тем временем главный раввин Омской области Ошер Кричевский рассказал, что в его семье проблема отпадает по субботам: религия запрещает пользоваться электричеством.
Ошер Кричевский, главный раввин Омской области:
— Мои дети изучают интернет в школе. Честно, меня мучает, что они много времени проводят у компьютера. Раньше в классе дети хотели сидеть рядом с отличником, а теперь — рядом с компьютером. Я стараюсь на личном примере показывать — приходя домой, откладываю гаджеты и уделяю время детям. В школе телефонами также стараются давать пользоваться только на переменах. По субботам нам религия запрещает пользоваться электричеством и интернетом с пятницы вечера. Мы читаем книги и играем в настольные игры. Это просто кайф! Не было бы субботы, ее надо было бы придумать.
Главный муфтий Бота Бакулин уверен, что проблема кроется в воспитании детей, недостатке взаимного общения.
Бота Бакулин, муфтий ДУМ Азиатской части России по Сибирскому региону:
— Мы не должны смотреть назад и искать причину. Нужно найти решение уже имеющейся проблемы. Все люди, которые осознают, что дети — наши будущее, должны уберечь их от суицидов. В наше время нет общения родителей и детьми. Раньше по вечерам за столом общались на темы, как уважать учителей и старших. Сейчас дети никого не боятся. Наоборот, родители боятся детей. Но общение должно быть всегда. В мечетях мы стараемся говорить об уважении. Сейчас молодежь не знает ценность уважения старшего поколения и не уступает место старикам в транспорте.
Однако точки над «i» поставила психиатр Татьяна Андреева. По ее словам, чаще всего в «группы смерти» попадают ребятишки в кризисном состоянии. Также туда попадают дети с малой двигательной активностью. Поэтому лучше записать ребенка в спортзал — это лучше антидепрессантов.
А директор департамента образования Омска Екатерина Спехова считает, что в раздувании проблемы виновата пресса.
Екатерина Спехова, директор департамента образования Омска:
— Это больная тема, когда из детей из «групп смерти» делают народных героев. В СМИ это сильно буддируют. Последний случай -девятиклассник выложил видео в интернет, и все СМИ подхватили. Неужели мы не можем никак повлиять на прессу? СМИ плодят Еву Рейх. Появилось еще шесть таких же, как она.
В итоге все участники круглого стола договорились придумать коллективное обращение в защиту от засилия суицидальных групп.