om1.ru
Петр Гринберг: Нанокартины с помощью леденцов 72-летний омский изобретатель Петр Гринберг увлекается созданием нанокартин в духе абстракционизма, аналогов которым в мире нет. Искусство получается при помощи наночастиц на леденцах.

Петр Гринберг: Нанокартины с помощью леденцов

72-летний омский изобретатель Петр Гринберг увлекается созданием нанокартин в духе абстракционизма, аналогов которым в мире нет. Искусство получается при помощи наночастиц на леденцах.
Петр Гринберг: [Нанокартины с помощью леденцов]
17 ноября 2014, 14:08

Разработки омича во времена СССР использовали более чем на 500 предприятиях страны. Он и сегодня является директором омского научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей, расположенного на территории завода имени Баранова.

 — С чего все началось?

 — Нанотехнологии повышают ресурс изделия, меняют его качество. Я вот однажды прочитал, что кем-то получена наноплёнка. На следующий день с коллегами сделал то же самое. А три года назад внуку-школьнику нужно было написать реферат о высоких технологиях. Я сфотографировал наноплёнку, увеличил на компьютере изображение и понял, что это вполне может претендовать на новое направление в искусстве.

 — Что нужно, чтобы создавать нанокартины?

 — Вскрыть красоту микромира сложно. Для того чтобы увидеть конкретные образы, нужно иметь фантазию. В этом и заключается искусство. Знаменитый художник Павел Филонов говорил, что картины надо мастерить. Вот я эти картины и мастерю — удаляю что-то лишнее, но ничего не добавляю, по сути. То, что вы видите, — это растянутая и изогнутая нанопленка. Лишняя часть может быть отрезана. Эти пленки действительно очень интересные, они красивые. Но увидеть эту красоту сложновато, нужно вскрыть глубину вещи.

 — Что главное в таком творчестве?

 — Увидеть сюжет — это главное в наноискусстве. Я всегда говорю, что плёнка или любая вещь, которую мы создаём, живые. Они живут с нами и без нас. Я, к примеру, через три месяца могу посмотреть на фотографию и увидеть там уже другой образ.

 — Расскажите о процессе получения необычных картин?

 — Мы соединением высокие технологии с простым изобретательством. Сначала в лаборатории изготавливаю образец нанопленки, затем беру самые дешевые леденцы, например, «Дюшес», но только без начинки, иначе взорвется, заворачиваю их в эту пленку (сверхтонкий слой алюминия толщиной до 1 микрона), опускаю в воду и жду, когда всплывет нанопленка. Иногда это может занять целый час. Затем ее растягиваю, убираю лишнее, и получается картина.

 — Почему используете леденцы?

 — Покрытие можно нанести на что угодно. Леденцы беру потому, что это очень удачный материал. Он хорошо растворяется и остается чистая пленка. Нам нужен был элемент, с одной стороны, растворимый при низких температурах, но не плавящийся при высоких. Плёнка в воде отделяется от конфеты, я это фотографирую, потом увеличиваю снимки на компьютере и смотрю, на что они похожи.

 — То есть это и наука, и одновременно искусство?

 — Это и наука, и творчество. У одного советского поэта есть хорошее выражение о том, что мертва наука без искусства. Так и у нас. Кстати, все картины запечатлены в движении. Именно это отличает их от статичного наноарта, который еще более 30 лет тому назад придумал румынский учёный Крис Орфеску. В наноарте частицы увеличивают под электронным микроскопом, потом фотографируют их в чёрно-белом варианте и тогда раскрашивают графическим редактором. В итоге получается статика. У меня же все картины в движении, поэтому и создается впечатление полёта.

 — Сколько по времени уходит на создание нанокартины?

 — Бывает день, а бывает и год. По-разному.

 — Много собрано картин?

 — Достаточно, если честно, то не считал количество. Важно отметить, что далеко не каждая фотография пленки становится потом картиной.

 — Что вы с ними делаете, продаете?

 — В основном дарю близким и друзьям. Им нравится.

 — Как ваши родные относятся к вашему увлечению?

 — Приняли.

 — Что самое сложно в процессе?

 — Придумать подпись.

 — Хотели бы организовать полномасштабную выставку картин?

 — Конечно, но это очень затратно. Если бы появился желающий этим заняться, то был бы очень рад тому. Вот заинтересовались люди, и выставка под названием «Наноарт. Новые горизонты научного искусства» некоторое время была открыта в модном доме «Роба».

 — Чем запомнилась вам прошедшая неделя?

 — Поскольку была организована выставка моих фотографий, то неделя у меня лично отметилась принятием моих работ художниками, фотографами и просто общественностью.

Ярослав Поклонов

Текст опубликован в газете «Ва-банкЪ» №46 от 17 ноября 2014 года

Фото: Om1.ru / Сергей Мельников
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter