Фонд перспективных исследований (ФПИ) начал финансирование работ по созданию двигателей с детонационным горением. Как пишут «Известия», ФПИ уже выделил на данный проект около 760 млн рублей и готов выделить еще 1,3 млрд.
Среди получателей средств на научно-исследовательские работы — НПО «Энергомаш», Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), лыткаринское КБ «Союз» и другие научные центры. В «Энергомаше» уже подтвердили, что получили 225 млн рублей на три года.
Представитель НПО «Энергомаш»:
— Это глубокая НИР, результаты на практике гарантировать сложно. Но если ведущие страны этой темой занимаются (а по информации от американцев, у них первая крылатая ракета с детонационным двигателем полетит через четыре года), нам стоит над этим работать.
Сейчас используемые двигатели внутреннего сгорания работают по циклу Брайтона, суть которого в последовательном смешивании топлива и окислителя, сжатии смеси, ее поджоге и горении расширением разогретых продуктов горения. Реакция происходит на дозвуковой скорости.
В детонационных двигателях предполагается взрывное горение топливной смеси — реакция распространяется со сверхзвуковой скоростью. При этом по веществу распространяется ударная волна, за которой следует химическая реакция в топливной смеси с выделением большого количества тепла.
Виталий Давыдов, заместитель гендиректора и председатель научно-технического совета ФПИ:
— Мы рассчитываем, что в ближайшее время сможем на практике подтвердить реализуемость и эффективность этого метода и что это нам удастся сделать как в области создания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, так и в области двигателя ракетного.
В случае успеха Россия совершит прорыв сразу в двух областях: в космическом ракетостроении и создании гиперзвуковых летательных аппаратов. Эксперты уверяют, что это потенциально технологическая революция, хоть и нет гарантий, что результат здесь достижим. Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского, заявил, что «тот, кто это сделает, изменит лицо космонавтики».