Встретить бархатный сезон на море моя давняя мечта. А вот возможность реализовать ее выпала совсем недавно, да и то чисто случайно. Подруга пригласила поехать вместе с ней к родителям, которые живут на побережье. После трехдневного штурма сайта РЖД (оказалось, что взять билеты на южные направления даже в сентябре большая проблема) места найдены, чемоданы уложены, дети почти собраны. Остается совсем немного — выполнить гражданский долг.
На 18 сентября в Омске назначены выборы в Государственную думу и Законодательное собрание Омской области. Никаких проблем, подумала я, просто заранее отправлюсь на участок. Чтобы выяснить, куда нужно идти, звоню в избирком (24–56–93).
— Досрочного голосования ни по Госдуме, ни по Заксобранию не будет. Можно будет взять открепительные. Но если вы выезжаете за пределы Омской области вы сможете проголосовать только по одному избирательному бюллетеню — в Госдуму по единому списку. За депутатов Заксобрания — проголосовать не получится, — пояснили мне по телефону.
То есть поддержать кандидата, который бы представлял мои интересы на региональном уровне у меня, как и у всех, кого не будет в Омской области 18 сентября, нет даже возможности. Поддержать понравившегося депутата Государственной думы тоже непросто. Так, всем жителям Левобережья нужно ехать на ул. Профинтерна,15. Это здание администрации в Старом Кировске.
От моего дома это очень далеко. Перед поездкой всегда незаконченными остаются тысячи дел, и выделить дополнительные два часа на дорогу (час в одну сторону, час в другую), да еще в рабочее время, довольно затруднительно. А телефон, по которому можно уточнить часы работы, хронически занят (37–41–14).
Более того, если все же собраться с последними силами гражданского мужества и получить открепительное удостоверение, то искать место в другом городе, где по нему можно проголосовать, нужно самому. И находятся они далеко не в каждом крупном населенном пункте. То есть — смело вычитаем один день из отпуска на дорогу. А из бюджета — расходы на интернет-роуминг для поиска этого самого избирательного участка и стоимость билетов (туда обратно).
Подводим итоги, резюмируем. Получается, что «право на свободное волеизъявление», закрепленное в Конституции, иногда остается крайне труднореализуемым, а то и вовсе чисто теоретическим.
Дарья Федосеева