17 июня 2012 года, после того как Виктор Шрейдер ушел в отставку в связи с переходом в Государственную думу России, омичи досрочно выбирали нового градоначальника. Несмотря на то, что явка на досрочные выборы оказалась низкой, голосов омичей хватило, чтобы выборы были признаны легитимными, а кресло мэра Омска занял Вячеслава Двораковский, набрав 46% голосов избирателей. И после инаугурации 11 июля 2012 года Вячеслав Викторович принялся выполнять данные в ходе предвыборной кампании обещания: наводить в городе порядок, создавать места в детских садах, расселять омичей из аварийного жилья и ремонтировать дороги. Надо сказать, что делать все это градоначальнику пришлось в условиях жесткого дефицита средств — дефицит бюджета на тот момент составлял 836,2 млн рублей. «С деньгами может каждый, а ты попробуй без денег», — сказал на одной из первых пресс-конференций новоиспеченный мэр. Что удалось реализовать мэру Вячеславу Двораковскому за 3 года в условиях «дырявого» бюджета в нашей инфографике и эксклюзивном интервью.
Часть I. Вехи
Часть II. Вячеслав Двораковский: «Нужда — мать мысли»
— Вячеслав Викторович, прошло 3 года с момента вашего вступления в должность мэра города Омска. Как можете оценить свою работу за эти годы?
— Себя оценивать не самая благодарная работа. Тем не менее за три года работы самое большое удовлетворение испытываю от последовательности своих действий. Во время предвыборной кампании мы оценили запросы населения, выяснили, что омичей волнуют дороги, детские сады, жилищно-коммунальное хозяйство. В первую очередь взялись за дорожные дела, сделали развязку на Гагарина — Щербанева, построили путепровод на Торговой. Потом занялись строительством 21-й Амурской, 24-й Северной, Завертяева. В целом получился серьезный транспортный узел с широтными дорогами. Это, я считаю, очень важно. Также к хорошим результатам можно отнести то, что мы сумели организовать активную работу по предоставлению мест в детских садиках. Здесь своего рода прорыв произошел. На мой взгляд, это удалось сделать, потому что мы смогли объединить усилия всех уровней власти, а также частников.
— В 2016 году очередь в детские сады будет ликвидирована?
— Для детей в возрасте от 3 до 7 лет — да. Сегодня мы этим и занимаемся, очень напряженно и активно.
|
---|
«Иной раз идешь домой и даже подпрыгиваешь, думаешь: «Какой удачный день, то и то решил». А бывает день такой пройдет, что никакого удовлетворения от него нет». |
— В каких еще сферах удалось добиться успеха за 3 года?
— Беспрецедентная программа переселения из аварийного жилья была запущена в Омске. Она началась достаточно энергично, потому что условия были достаточно жесткие по срокам. Я считаю, на сегодня мы планы выполнили, никаких срывов не допускаем.
— Но люди все равно остаются недовольны, вот той же Рябиновкой. Почему так происходит, как думаете?
— Людям тяжело переезжать из центра города на окраину. У всех свои обстоятельства, кого-то держит работа, кого-то садик. Мы все понимаем. Поэтому мы ведем активную разъяснительную работу, объясняем, что люди получают при переселении, какие есть возможности. Во-первых, новое жилье обычно по площади больше на 40–50% прежнего. Во-вторых, это уже не соцнайм, а жилье, которое можно приватизировать. Мы никого не ущемляем, все, на что имеет право человек по закону, он может получить. Что касается качества жилья, то еще раз повторю, что проекты, по которым строились дома в Амуре и в Рябиновке, соответствуют государственным нормам, получили положительные заключения экспертизы, жилье соответствует всем существующим и действующим нормативам, является комфортным для проживания.
— Сами стали бы жить в Рябиновке?
— Да, конечно. Работа по переселению у нас продолжится. Но теперь жилье мы будем строить многоэтажное, всех жителей из домов, признанных аварийными до 2012 года, мы переселим вовремя. Но есть уже другая проблема — у нас еще 75 аварийных домов добавилось, и нам нужно думать, как решать этот вопрос.
А вообще, я считаю, что мы очень грамотно пережили критику неконструктивную и грамотно отнеслись к критике конструктивной. Взять озеленение города, к примеру. Нам говорили, что мы много вырубаем деревьев. Мы теперь руководствуемся не просто желанием заполнить пространство чем-то дающим листок, а правилами современной урбанистики, зеленой архитектуры, чтобы все зеленые насаждения сразу выполняли свои функции защитные, экологические, декоративные.
|
---|
«Город большой, город миллионник, сфер много, но кое-что сделать удалось». |
— Что вы считаете неконструктивной критикой в адрес омской мэрии?
— Я не воспринимаю критику: «Я же говорил, что вот так надо сделать». Ну, говорил, а с карандашом посидел, посчитал, как это сделать, за счет чего это сделать, к чему это приведет? Ведь любое действие имеет и мгновенный эффект, и отдаленное последствие. Вот такую критику я не воспринимаю. Поэтому к митингам отношусь скептически. Если там предлагаются вещи серьезные, мы вступаем в диалог, разбираемся.
— Прессу про себя читаете?
— Да.
— Часто?
— У меня очень хорошие помощники, поэтому, если я что-то упускаю, то мне обязательно подскажут.
— Пишут разное. И со знаком плюс, и со знаком минус. Как реагируете? Чисто по-человечески бывает обидно?
— Бывает, конечно. Особенно когда звучат дилетантские заявления, когда человек не знает сути происходящего. Но если пишут, что где-то куча мусора лежит, то мы реагируем. По совокупности, когда публикаций появляется несколько, формируется проблема, на которую нужно реагировать. К прессе я отношусь заинтересованно, кроме тех случаев, когда за взрывным заголовком на самом деле нет ничего. Недавно смотрел передачу, в которой сказали, что, к сожалению, мусорный коллапс в Омске откладывается. Такие вещи чисто по-человечески задевают. Чье-то желание, чтобы город испытал этот коллапс, уже само вызывает возмущение и досаду. Как человек может такое своему городу желать?! На эти вещи я реагирую очень болезненно.
|
---|
«Во всероссийском смотре-конкурсе мы заняли первые места по двум номинациям: грамотное использование финансовых ресурсов и оказание муниципальных услуг». |
— Как все-таки будет решаться вопрос с мусором в Омске?
— Сейчас самое главное не допустить, чтобы город был завален мусором. Задача заключается в том, чтобы вернуть площадки для приема мусора в том варианте, который у нас сложился. Мы над этим сейчас работаем, есть несколько вариантов, в ближайшие дни мы планируем приступить к реализации одного из них. За лето мы сумеем ситуацию нормализовать, а потом нужно вести вопрос о переработке. Но пока инвесторов нет, потому что наш тариф на утилизацию очень низок. Благотворительно делать это никто не будет, а коммерческий проект не получается.
— Наши читатели интересуются, когда будет наведен порядок в районе бывшего «Омского привоза». Жители района жалуются на мусор, грязь и отсутствие дорог.
— Что касается дорог и тротуаров, то эти проблемы нам известны, их нужно решать. Что касается мусора, то у нас частный сектор, как и любой субъект в Омске, имеет свою ответственность. Он должен оплачивать вывоз мусора, мы должны его вывозить. Вот вы назвали очередную точку, где это делается несоответствующим образом, уделим этому району больше внимания, будем отслеживать, чтобы мусор там не являлся раздражающим фактором.
|
---|
«Мы не стремимся написать себе много пунктов, а потом сказать, что половину из этого не сделали». |
— Раз уж заговорили о транспортной системе, то зададим еще один вопрос от читателей. Омичи спрашивают, когда в Омске появится комфортная система пассажироперевозок? Как вообще планируется развивать общественный транспорт и обновлять парк?
— Не секрет, что муниципальный транспорт изношен на 90% в городе. За 2013 и 2014 годы мы купили без какой-либо помощи из вышестоящих бюджетов 51 автобус и 10 троллейбусов, но этого мало. Нам в год нужно покупать хотя бы 80–100 единиц подвижного состава, а это минимум 750 — 800 млн рублей. Вопрос сложен и со стоимостью проезда. Плата должна быть экономически обоснованной, но при этом муниципальный транспорт вынужден конкурировать с частными перевозчиками. Ситуация требует комплекса мер, а их реализация невозможна без поддержки областного правительства, заксобрания, горсовета.
— Многих читателей волнуют вопросы ремонта тротуаров и городского освещения? Как с этим в городе дела обстоят?
— В этом году мы впервые отдельной строкой выделяем средства на строительство 70 тротуаров и пешеходных дорожек. Выделяем на это 20 млн рублей. Места, где будут вестись работы, определены. Такой же план есть и по развитию линий наружного освещения.
|
---|
«Нужда — мать мысли». |
— Что не удалось сделать за 3 года?
— Не удалось справиться с главным вопросом — по бюджетному обеспечению мы так и не стали лидерами ни в Сибирском федеральном округе, ни в России. Мы очень рачительно используем наши финансы, благодаря работе администрации и поддержке Городского совета. И надо продолжать в этом направлении работу активно. Соответствующие наши инициативы есть в представительном органе Омской области, в Госдуме.
— То есть можно ожидать, что в ближайшем будущем бюджет города будет со знаком плюс?
— Должны произойти изменения в законодательстве, тогда можно будет о чем-то говорить. У нас федеративное государство, и главная задача — обеспечить условия, чтобы субъекты были самостоятельны, полноценны. Поэтому я думаю, что распределение федеральных средств будет иметь тенденцию к увеличению доли субъектов. Мы выступили с инициативой к Государственной думе. Предлагаем, чтобы 2% от налога на прибыль, который собирается на нашей территории, зачислялись из федерации в городской бюджет. Ну и сами мы ищем средства дополнительные, от земли больше дохода собираемся получить, предпринимателей поддерживаем, чтобы экономику развивали. Сейчас, в преддверии 300-летия города, мы получаем и федеральное финансирование. В этом году почти 3,5 млрд рублей получим.
|
---|
«Все, что в распоряжении правительства поручено городу выполнить к 300-летию, делается в полном объеме, и мы уверены, что все выполним без срывов». |
— Как идет подготовка к 300-летию Омска. Все из намеченного удастся сделать к назначенному сроку?
— Все, что в распоряжении правительства поручено городу выполнить к 300-летию, делается в полном объеме, и мы уверены, что все выполним без срывов. Мы поставили задачу провести мероприятия, в которых бы отразилась история города, люди, которые ее создавали. Одним словом, мы хотим создать такие условия, чтобы омичи, празднуя этот день рождения, понимали, какой исторический путь прошел город, какими усилиями, какими людьми достигнуты эти результаты. Мы не стремимся написать себе много пунктов, а потом сказать, что половину из этого не сделали. Мы рассматриваем праздник не как черту — дошли, и слава богу. Нет. Мы должны разогнаться, чтобы дальше еще быстрее развиваться.
— Если бы вас попросили подарить городу какой-то подарок, что вы бы подарили?
— Когда любимому человеку что-то даришь, много всего перебираешь в голове. Вот и здесь так же. У меня очень специфический такой подарок приходит в голову. Я бы поставил в каком-нибудь сквере скульптуру, посвященную студенческим трудовым отрядам. Это было бы такое напоминание инициативе, светлым порывам человеческим. Это бы подчеркивало, что молодежь своими руками очень многое может делать. Такая скульптура, казалось бы, по поводу одного факта, но она охватывает жизнь всех молодых людей, да и взрослым дает основание для толчка. Кроме того, скульптура бы напоминала, что город молодой, сильный, что он все может своими руками.
— Если бы вы иногороднему человеку рассказывали про Омск, что бы вы сказали?
— У меня есть такая случайно сложившаяся фраза: «Омск очень уникальный город: здесь учат и производят от сарафана до «Бурана». Абсолютно все здесь есть. У нас очень мощная образовательная база, очень хорошие школы, вузы. Город миллионником стал в рекордные сроки. А все потому, что потенциал у нас — люди, их гражданская ответственность, целеустремленность и, самое главное, — их способности. У нас и электроника, и космос, и машиностроение, и нефтехимия, и судостроение и все на свете. И наш город — культурный центр. Я всегда это говорю, нисколько не смущаясь. У нас город очень хороший, интересный именно тем, что люди все сделали сами. Нет тут природных ископаемых, никто сюда деньги эшелонами не завозил, все люди сделали сами.
|
---|
«Выражение "Не пытайтесь покинуть Омск" пример неконструктивного подхода. По факту у нас количество молодежи увеличивается, преимущественно это люди возраста, во время которого получают образование. Это абсолютно точный факт». |
— Кого вы можете, если взять во внимание всю 300-летнюю историю города, назвать настоящим омичем?
— Капитан Андреев. Он в 1786 году в крепости создал театр. Это тот омич, который думал о будущем города, создавая театр. Пример?
Выдающаяся личность для Омска — первый секретарь обкома партии Сергей Иосифович Манякин. Он в 38 лет приехал из Ставрополя. Вот вам омич из омичей! Здесь много фактов можно привести его деятельности из экономики, культуры, благоустройства, развития области, но хватит лишь одного — за 11 лет производство зерна твердых сортов увеличилось в 35 раз! По области у нас условия разные: где-то холоднее, где-то теплее, тут сухо, тут ветрено. И надо было все организовать, чтобы получить такой результат. Омич?
Ну а вообще можно выйти на аллею строителей на Тарской, там много достойнейших омичей. А еще можно посмотреть на доски почета предприятий…
— А лично вы какими заслугами гордитесь? О чем расскажете потомкам? Вячеслав Викторович Двораковский — мэр города Омска, который…
— Пока я горжусь одним-единственным. Тем, что у меня есть возможность сделать для омичей добро, сделать их жизнь лучше.
|
---|
«Пока я горжусь одним-единственным. Тем, что у меня есть возможность сделать для омичей добро, сделать их жизнь лучше». |
— А мэром еще раз стать готовы?
— По работе нашей администрации, я думаю, видно, что у нас есть еще и мысли, и идеи. Конечно, жизненный процесс не дискретный, постоянно развивающийся. Как справимся с текущими задачами, обязательно будем строить новые планы.
— Если не выдвинут вас на следующий срок, обидитесь?
— Нет, вы знаете, я очень критически всегда к себе относился, и, думаю, что я еще и объективно отношусь. Если произойдет такое, то, думаю, для этого будут объективные основания. Если таких оснований не будет, то этого не произойдет.
|
---|
«Критику я разделяю на конструктивную и неконструктивную». |
Часть III. Пять мнений