- Как вы оцениваете сегодняшний бюджет города? Где планируете искать доходы?
- Городской бюджет был определен для прошлого года в размере 10,5 млрд рублей. Завершили мы год с 14 млрд рублей. Надо сказать, что основная прибавка была за счет субсидий из вышестоящих бюджетов в размере почти 3 млрд рублей. И за счет собственных действий нам удалось получить дополнительных доходов в бюджет Омска в размере 500 млн рублей. Понятно, что основные наши усилия будут направлены на то, чтобы оживить экономику города. Чрезвычайно важно, на наш взгляд, работать тесно с бизнесом. Есть такой яркий показатель: на территории Омска собирается всего 19 млрд рублей налога на доходы физических лиц, из которых 5 млрд рублей попадают в городской бюджет. В Новосибирске населения больше всего-навсего на 300 тысяч человек, а этот же налог собирается в объеме 39 млрд рублей. Мы понимаем, что в Новосибирске зарплаты повыше. Но не в два же раза. Это не значит, что мы сейчас начнем борьбу с «серыми» зарплатами. Борьба уже была, она ни к какому результату не привела.
- Омск ведь когда-то был зеленым городом. Что-нибудь планируется делать в сфере строительства скверов и парков?
- По поводу сквера им. 30-летия ВЛКСМ, который напротив ОмГУПС, мы достигли принципиального соглашения и с университетом, и с компанией «Домострой», которая является застройщиком кафе на территории сквера. Проект парка подготовит город, поскольку это функция местной власти, «Домострой» восстановит половину ограждения, выполнит свой проект по реконструкции озеленения территории и выделит дополнительные инвестиции, чтобы во всем парке можно было навести коллективными усилиями порядок. А университет, с согласия своего учредителя , возьмет парк на содержание. Думаю, что кафе, которое вызывало большие споры, не окажет на этот процесс негативного влияния. Второй резонансный вопрос — Центр спортивной подготовки в лесопарковой зоне на улице 2-я Станционная, который, как говорят, вызвал протест местного населения. Мы в течение трех месяцев изучали все мнения местного населения, информировали, показывали, рассказывали и получили в итоге согласие на строительство. Лесопарковая зона никоим образом не пострадает. Наоборот — получит толчок в своем развитии. Сегодня, к сожалению, это полузаброшенная территория.
- А как собираетесь бороться с пробками на городских улицах?
- Первая наша задача — увеличить пропускную способность улиц и повысить безопасность дорожного движения. Чтобы улично-дорожная сеть хоть как-то развивалась и успевала за развитием города, мы выделили ресурсы на внедрение системы автоматизированного регулирования. К 1 сентября 2013 года 64 светофора из 238 уже будут работать в этом режиме. Есть целый ряд предложений и по изменению вообще структуры движения в городе с изменением направлений движения по улицам. Сейчас все это происходит в режиме изучения, опроса мнений, реакции водителей. Думаю, мы здесь тоже получим, пусть и не сразу, но хороший эффект.
- Одно из решений – строительство подземных переходов?
- Экспертное сообщество и все специалисты в этой сфере считают строительство подземного перехода в районе остановки «Голубой огонек», мягко говоря, нерачительным. Во-первых, там очень большое количество коммуникаций, которые необходимо будет переносить, что приводит к резкому удорожанию строительства. Во-вторых, переход в этом месте не решит никаких проблем. На самом деле подземный переход гораздо больше нужен на пересечении проспекта Маркса и улицы Масленникова. А поскольку мы заявляли о строительстве перехода у «Голубого огонька», имея твердую договоренность с Газпромом, который намерен был профинансировать эти работы, то мы сейчас довели всю информацию Газпрому. Я рассчитываю, что в первых числах февраля в этом вопросе появится уже полная ясность. Что касается подземного перехода на улице Рабиновича, то все специалисты согласны, что подземный переход там нужен, но лучше сначала сделать переход на остановке «Городок Водников».
- После повышения цен на проезд в общественном транспорте планируется ли обновление муниципального автопарка?
- Программа обновления пассажирских перевозок рассчитана, повторюсь, минимум на три года. Конкурсы среди перевозчиков прошли. Мы задействовали абсолютно всех перевозчиков. Город приобретет за счет бюджета 50 автобусов вместимостью 40-50 мест. Они поступят в город не позднее середины марта. Подчеркиваю, приобретаться автобусы будут за счет бюджета. Не нужно спекулировать на тему, что эти деньги заложены в тарифе на проезд. Даже с сегодняшним тарифом в 16 рублей мы дотируем из бюджета выпадающие доходы пассажирских автотранспортных предприятий. В моих взглядах по поводу необходимости повышения тарифа на проезд политики не было и нет. Мы предлагаем тот вариант, который нам диктует реальная экономика.
- Многие омичи жалуются, что снег на дорогах не убирается...
- Основные магистрали в этом году очищаются более чем удовлетворительно. Мы действительно не успеваем очищать проезды и второстепенные улицы, но дело обстоит, на мой взгляд, ничуть не хуже, чем в прошлые годы. Как раз сегодня я разбирался с этой темой, и мне сказали, что замечания есть серьезные только к улицам 24-я Северная, Орджоникидзе и 7-я Северная. А чтобы было лучше, нужно либо полностью обновить имеющиеся сегодня 243 единицы изношенной снегоуборочной техники, у которой производительность мизерная, либо привлекать по конкурсу сторонние организации. К сожалению, короткая у нас бюджетная шинелька — один боец укрылся, другой замерз. Но мы сейчас ищем возможности, чтобы с имеющимися скромными ресурсами работать более эффективно.
- Как, на ваш взгляд, сейчас складывается обстановка в «Омскэлектро»?
- Все финансовые обязательства, о которых идет речь в иске, поданном в адрес Омскэлектро, — они погашаются. На сегодняшний день осталось погасить 100 миллионов. Если МРСК Сибири хочет обанкротить Омскэлектро, компании нужно будет обратиться с очередной задолженностью в суд, выиграть процесс, и только тогда уже суд сможет признать муниципальное предприятие банкротом. Но на это, естественно, потребуется время. Собственно, для нас сегодня нет особой разницы, кто будет арендатором муниципального имущества — МРСК Сибири, критикуемое всеми ЗАО «Омскэлектро», известное своей аффилированностью, или французы, которым мы, по версии депутата Яна ЗЕЛИНСКОГО, якобы отказали. Наша главная задача сохранить городскую собственность в казне и обеспечить гарантированное электроснабжение по обоснованным тарифам. А какой вариант получится — посмотрим.
- Что вы можете сказать об уголовном деле на заместителя главы Советского района?
- Если человек совершил преступление — ответит по закону. Я полагаю, что болезнь, которую называют коррупцией, она еще и лечению толком не подвергалась. Не хочу никого обвинять, но фактов таких в истории Омска мы помним уже много. Каким образом выстроить наши действия, чтобы мы могли гарантированно избежать подобных ситуаций? Я не могу пока ответить на этот вопрос. Хотя те меры, которые возможно предпринять в существующих правовых условиях, мы, конечно, принимаем. В отношении Валерия Усатова мы намерены действовать строго в рамках трудового законодательства. Когда состоится суд и будет вынесен приговор — он будет уволен. А сегодня он числится на своей должности, но заработную плату, естественно, не получает.
- Сколько вы сейчас получаете? Не потеряли ли в деньгах после предыдущего места работы?
- Зарплата в городской администрации у меня меньше, чем была в «Мостовике», я об этом уже говорил. Я сейчас получаю, по-моему, 133 тысячи рублей. Удивительно, но губернатор получает даже меньше меня.